"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
14.07.02. PSY. "ТОЧКА ОПОРЫ"
Абсолютно единственная проблема бытия, мира и человека в мире - это проблема "точки опоры". - Где она располагается? Или где ты ее полагаешь? - Снаружи или внутри?Ощущение ее местоположения (или ее "отсутствия") - индикатор аутентичности.
"Опора вне" - позиция эгоиста. "Опора внутри" - альтруиста. Первое ведет во тьму, второе выводит к свету.Вопрос момента смерти, смертного переживания, это вопрос, в каком направлении, судя по своим субъективным ощущениям, ты будешь двигаться - во тьму или к свету? Вопрос жизни - так выстроить функционирование своего тела, чтобы в момент смерти "двигаться к свету". "Свет" предпочтительнее "тьмы" так же, как наличие "точки опоры" предпочтительнее ее отсутствия; "свет" - это "точка опоры внутри".
12.07.02. PSY-PHI. ЗАПОВЕДИ, ЧТОБЫ "БЫТЬ"
Человеку, чтобы "состояться" достаточно соблюдать всего лишь две заповеди:1. Не быть не собой. Не делать "не свое". Не совершать "не своих", а внушенных кем-либо, поступков; не отдавать бездумно своего времени другим; не "играть роль" и т.д. 2. Быть собой. Делать "свое".
11.07.02. PSY. АУТЕНТИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ
Аутентичное состояние может быть, как со знаком плюс, так и со знаком минус.10.07.02. PHI-PSY. СУДЬБА КАК ПЬЕСА
Жизнь - это пьеса, которую можно играть с удовольствием, а можно - "через силу". А также - с пользой, с интересом, с достоинством, со скукой и пр.Для актера память - профессиональный инструмент, который помогает воссоздать сцену, как объективный мир. Мы-то, конечно, знаем, что жизнь, протекающая на сцене, не настоящая, жизнь понарошку, но ведь сценический персонаж этого не знает - он и живет, и умирает по-настоящему. И у каждого режиссера или актера и с каждым выходом на сцену игра идет по-новому - в новом "объективном" мире, хотя пьеса остается все той же.
Точно так же, вспоминая какие-то эпизоды из своей жизни, мы заново воссоздаем свою историю и, соответственно, - наше настоящее "здесь и теперь", которое коррелирует с этой, новой, историей. Судьба, так же как и сюжет пьесы, не помеха, но поддержка в деле проживания жизни. Чем лучше актер знает роль, тем лучше он может ее сыграть; точно так же чем лучше знаешь свою судьбу, тем лучше можешь ее прожить (сыграть).09.07.02. LVD. БРОДСКИЙ
Бродский - это бытописание духа.08.07.02. PSY-PHI. ОКОЛО КАСТАНЕДЫ. МАГИЯ ЖИЗНИ
"Зазор между мирами" дона Хуана тождественен состоянию творческого возбуждения, творческой тревоги. При этом объектом творчества у него является собственная жизнь.07.07.02.
PHI-PSY. СМЫСЛ ТРИВИАЛЬНОСТИ- Как развоплотить, деобъективировать "объективный мир"? - Очень просто - вообразить себе в нем, или вместо него, или за ним нечто иное. Например, как пишут Гриндер и Бендлер в описании тренинга по гипнозу, представить себе кошку, сидящую на тумбе, на которой никого нет. - В некотором роде, в воображении людей, которые делают это упражнение, кошка на тумбе действительно появится. Мир с воображаемой кошкой отличается от мира без воображаемой кошки - это объективно разные миры. Таким образом, мы развоплотили один мир и создали на его месте другой.Точно так же дон Хуан у Карлоса Кастанеды, создавая магический мир, предлагает попытаться поникнуть в "зазор между мирами" - "остановить мир".
- Но ведь в действительности, объективно, никакой кошки на тумбе нет, - скажет какой-нибудь из участников тренинга. - Действительно нет, пока она не зайдет в комнату и не залезет на тумбу, или пока ее кто-нибудь из тренеров не принесет в сумке и не посадит на тумбу, или фокусник не достанет ее из рукава и т.д. - это объективные способы "создать" "мир с кошкой". Или пока вас не загипнотизируют так глубоко, что у вас появится полная галлюцинация кошки, или если вы сдвинетесь умом на этой кошке и т.д. - это субъективные способы "создать" "мир с кошкой".Во всех этих способах важно то, что это - "способы", т.е. планируемые целенаправленные усилия - ваши усилия. А значит, созданный таким способом мир, оказывается весьма ненадежен, слаб, поскольку зависит лишь от вашего индивидуального усилия, или, скажем, усилия группы. История же показывает нам примеры разрушения "мощных" цивилизаций - надо полагать в момент исчерпания силы сообщества людей их создающих.
Чтобы избежать подобного рода разрушений и не тратить силы на создание бессмысленных, ибо изначально подверженных разрушению, миров, дон Хуан предлагает идти "путем силы", т.е. находиться в точном согласии с тем что есть. Иначе говоря, быть в согласии с бытием, быть аутентичным. Этот же принцип реализует практика "фэн-шуй" и т.д. Быть конгруэнтным, - говорят основатели НЛП. Иначе ты рискуешь принять воображаемое за реальное каким бы объективным оно не было (поскольку, как мы только что видели, есть объективные способы достичь объективного результата). Настоящее искусство заключается не в том, чтобы расходовать силу, а в том, чтобы ее находить, как учит дон Хуан, или, если вспомнить китайских мудрецов, "есть, когда хочется есть, и спать, когда хочется спать". Постичь смысл тривиальности.
06.07.02. PSY. НЕПРЕОДОЛИМАЯ ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Непреодолимая сила реальности может действовать не только извне - в форме так называемого "объективного мира" (как вещи или обстоятельства), но также - изнутри - в качестве тех или иных аффектов (обиды, гнева, тоски, депрессии, радости, возбуждения, тревоги и пр.)- Что мне делать, если я ощущаю подавленное настроение? - Применить определенный прием и исправить свое плохое настроение на хорошее, - советуют недалекие специалисты по НЛП. - Применить определенные приемы (коих существует бесчисленное количество, и кои можно создавать по ходу дела) конгруэнтным способом, - говорят основатели НЛП. Конгруэнтно - значит естественно, аутентично, необходимо и пр. Найти тривиальный смысл радости.
04.07.02. PSY. ОБИДА КАК ОТСУТСТВИЕ ОПОРЫ
Обида - это реакция на отсутствие опоры. В переживании обиды как бы содержится скрытый вопрос и упрек: "Я на тебя рассчитывал! - А ты?!" (т.е. ты меня подвел). Скрытый - потому что этот расчет на Другого, мое ожидание, никогда не артикулировался, - я предполагал, что Другой сам догадается о моих ожиданиях и расчетах; но этого не произошло. Обида, далее, - это безуспешная попытка восстановить утерянную опору в Другом и переживание безуспешности этой попытки.03.07.02. PHI-СЛОВАРЬ. ФИЛОСОФИЯ
Философия это очищенная психология.02.07.02. PHI. РЕПЛИКА. ЖИЗНЬ БАНАЛЬНА И ПРИМИТИВНА
Каких бы высот "дискурса мышления" мы не достигли, в конце концов, всегда обнаружится старая истина, - что жизнь банальнее и примитивнее, чем о ней думаешь.01.07.02. PHI. ОКОЛО ХАБЕРМАСА. "ПОТЕНЦИАЛ РАЗУМНОСТИ"
Проблема "потенциала разумности" общества начинается с потенциала разумности меня самого, который, в свою очередь, в философском дискурсе, вырождается известную пару: естественное - разумное (эмпиризм - рационализм, интуиция - логика, иррациональное - рациональное и пр.)30.06.02. PHI-СЛОВАРЬ. МОМЕНТ.
Момент - точка во времени, на "временной оси"; но и - элемент системы, позиция, элемент мировоззрения, точка зрения, точка как позиция в мире, как вариант дискурса мира, в том числе геометрического; теоретико-практический дискурс (и есть, и нет одновременно), например, "момент жизни"; пересечение логики и эффективности.28.06.02. PHI-СЛОВАРЬ. ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ.
Философия - это теоретический дискурс разума; психология - практический. Философия базируется на логике, психология - на эффективности. Существенные моменты и того, и другого формулируются в словах, т.е. по форме - теоретически, но смысл словам в психологии придает практика (иначе говоря, эффективность реализации тех или иных методов и идей), а в философии - логика, т.е. доказательность и очевидность, основанные на интуитивной убедительности ("синтетическом суждении a priori" по Канту?).27.06.02. PHI. КОГДА "ВРЕМЕНИ НЕТ"
Если, следуя Канту, считать время внутренним чувством, то ощущение "отсутствия времени", очевидно, следует считать сигналом того, что что-то не в порядке внутри меня (в сознании, психике, мировоззрении, планировании, устройстве дел?…)26.06.02. PSY-PHI. ВРЕМЯ И ИНФОРМАЦИЯ
- Кто владеет информацией, владеет миром. Правильней сказать: - Кто владеет временем, владеет миром. Ибо информация суть опредмеченное время. Время, вынесенное "во вне" - в область "внешнего чувства" - в пространство (в системе Канта). Информация экономит время. Сила информации в спрессованном в ней времени. Информация, которая принадлежит мне - фактически или юридически - позволяет сделать… что-то; открывает возможность действия (время как таковое) и, далее, позволяет ускорить его.
21.06.02. PHI. МАКСИМА. САМОЕ ГЛАВНОЕ
Я не настолько богат, чтобы тратить хоть одно свое мгновение на что-либо иное, кроме самого главного дела жизни.20.06.02. PHI. ПОЛИФИЛЕТИЧНОСТЬ (ОКОЛО ХАБЕРМАСА?)
Мир полифилетичен и полифоничен. Вместе с тем, этот взгляд не противоречит не монистическому, ни холистическому, ни мифическому, ни какому-либо иному подходу. Причем может, как включаться в них (например, быть частью монистического подхода на более низких иерархических уровнях организации), так и, напротив, - включать в себя другие взгляды, каковы бы они не были.Здесь же можно говорить о взгляде отдельного человека, или общественной парадигме применительно к той или иной, большей или меньшей общественной структуре, равно, как - об истинности, реальности или иллюзорности рассматриваемых вещей.
В этом подходе позиция сумасшедшего уравновешена с позицией, так называемого, "нормального" человека. И если в "нормальном" мире сумасшедший сидит в желтом доме, в клетке, то почему в сумасшедшем мире не посадить в оную клетку "нормального" человека? Это будет только справедливо; и в некотором роде именно об этом речь идет в сумасшедшей реальности Булгакова и Пелевина.Основа этого подхода - кантовские "вещи такие, как они есть сами по себе".
19.06.02. АД - ЭТО МЕРТВАЯ ЖИЗНЬ
Ад - это бессильное или просто слабое сознание, осознающее свою слабость на фоне возможного потенциала. Жизнь в смерти. Мертвая жизнь. Ощущение без горизонта действия.18.06.02. PHI. ПОСТМОДЕРНИЗМ. СМЫСЛ ИСТОРИИ
В человеческой истории ровно столько смысла, сколько ей приписывают исследователи - историки и философы. И этот смысл оказывается в той мере объективным и истинным, в какой воспринят общественным сознанием (в том числе и массовым). Таким образом, история фрагментарна и эпизодична в горизонте аспектов ее рассмотрения и моносемантична, монолитна в горизонте смысла любого из аспектов.17.06.02. PSY. "НЕВРОЗ РЕФЛЕКСИИ"
Гриндер и Бендлер, основатели НЛП, критикуют технику гуманитарной психотерапии за то, что она производит неаутотентичных личностей, людей оторванных от подлинной жизни, неспособных к спонтанному действию; людей, которые говорят: "Я думаю, что я сержусь на Вас" или "Посмотрите, как я Вас люблю" и т.д. Это человек, который неспособен чувствовать и по-настоящему переживать, поскольку он постоянно уходит в позицию рефлексии над своими эмоциями и чувствами. Однако стоит заметить, что в данном случае это не подлинная рефлексия, но "невроз рефлексии" - автоматическая реакция, рефлекс в ситуации опасности, защита от требования открытости. Подлинная рефлексия это теоретическое мышление (чистый разум по Канту), которое естественно для человека.- Таким образом: критика гуманитарных психотерапевтов, страдающих "неврозом рефлексии" - да; критика гуманитарной психотерапии - нет.
16.06.02. ДНЕВНИК. ПРАВИЛА ЖИЗНИ: НЕ БЛАГОДАРНОСТЬ, НО УДОВОЛЬСТВИЕ
- Добро суть удовольствие другого. Жди не благодарности, но удовольствия. Нужно не только "принести на тарелочке с голубой каемочкой", но и с этой тарелочки взять и "положить в рот", и, более того, - еще и "разжевать". Только тогда, пожалуй, твой дар будет стоящим чего-либо для другого человека. И, притом, проделать все это - принести, положить, разжевать - так, чтобы человек, которому ты все это делаешь, ничего не заметил, точнее сказать, - принял твои действия за должное. (Т.е. вполне эгоистично - не чувствуя, что он что-либо теряет, принимая…) Легче все это удается делать с детьми и домашними животными, поэтому мы их и любим больше, чем "взрослых" людей.
15.06.02. PSY-PHI. МОУДЕЕВСКАЯ "СМЕРТЬ"
С научной точки зрения "жизнь после смерти" (Моуди) естественней интерпретировать как галлюцинацию, возникающую в момент выхода из состояния клинической смерти. Увы. "Темный туннель" в этой картинке - память о "входе в смерть" - о потере восприятия и сознания; "выход к свету" - восстановление жизни, сначала пик обостренной чувствительности ("встреча со светящимся существом") и затем постепенное "возвращение в тело". Правда тут может пойти разговор о получении информации, которой человек никак не мог бы получить, не выходя из тела, но и на это есть естественные ("научные") ответы - вроде смекалки, предвидения, прогнозирования, живого воображения и пр.Эффект, аналогичный моудеевской "смерти", в части повышения жизненного тонуса, переоценке и новому ощущению ценности жизни, может дать какое-нибудь упражнение экзистенциальной психотерапии (на переживание конечности бытия и смерти). Например, у Ирвина Ялома: нарисовать отрезок линии, как изображение своей жизни, и поставить на ней точку - место, где ты сейчас находишься; и поразмышлять над этим фактом минут десять. "Удивительно, - пишет Ялом, - на скольких людей и как надолго это упражнение произвело глубокое впечатление, - люди помнили его через десятки лет".
14.06.02. PHI-PSY. "КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ?…"
Лечь спать вечером, может быть, даже труднее, чем встать рано утром - потому, как нечувствительно это - действие бездействия, сила остановки по сравнению с энергией движения. Окончанию надо придать тот же смысловой статус, что и началу, если только не "падать замертво", останавливаясь автоматически, без всякого своего волевого решения.Закончить дело, может быть, даже труднее, чем начать его. Ибо конец есть конец. Как наделить хаос, разрушение тем же значением, что и созидание? "Куда ж нам плыть?.." (Пушкин). Новая парадигма должна уничтожить старую. Новая жизнь перечеркивает старую. В варварстве есть смысл.
13.06.02. PSY. НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ОБИДЫ
Обида, злость, гнев - непроизвольные реакции. Я замечаю их только, когда они уже случились. Когда я уже внутри переживания. Но может ли быть иначе? - Не обидевшись, не увидишь этого своего состояния. Вопрос не в том, обижаюсь я или нет, а в том - по каким ничтожным поводам это происходит! Ведь, что такое, в сущности, обида? - Это уничтожение иллюзий, которые ты почитаешь за полновесную реальность. Как, оказывается, мало тебя ценят другие люди, обижающие тебя чем-либо! Ведь они даже и не замечают, что обижают тебя?! И как ничтожны поводы для обиды?! - Не заметили, обделили, не услужили, задели и т.д., и т.п. Твоя жизнь оказывается дешевле той мелочи, которую тебе могли бы сделать другие люди, но сделали. И особенно больно ранит невнимание близких и друзей.Вывод: не хочешь обижаться, умеряй свои желания и потребности; умеряй себя. Обида - лучший индикатор для работы над собой.
12.06.02. ДНЕВНИК. ПРАВИЛА ЖИЗНИ
1. Не мешай! 2. Помогай!
Вместе оба эти правила образуют формулу: "Помогай незаметно!". В этой системе моя позиция находится "над" плоскостью человеческих взаимоотношений. Меня нет среди людей, поскольку я "над" ними, но я с ними, поскольку участвую в их жизни. Надо полагать, что эта позиция идеальна, практически недостижима - ведь в сфере "над" нет и моей жизни (а не только других людей), т.е. я должен отказаться от своей жизни, своих интересов, интенций… а это весьма болезненный процесс, это жертва. Остаться уйдя.
Но в какой-то мере, эпизодически, как тенденция, постоянное усилие в этом направлении, эта позиция - незаметное участие, отсутствующее участие - вполне осуществима.11.06.02. PHI-СЛОВАРЬ: ДИСКУРС, ТЕЛОС
Дискурс - это структурированный мир, который может быть, как идеальным (теоретическим), так и реальным (практическим, физическим, материальным). Его структура суть его логика, законы, причинно-следственные связи, необходимости. Дискурс предметен, дан, его можно изучать как реально существующую вещь. Если говорить о концептуальной части научной парадигмы мира, то можно обозначить схему (как структуру) этой концепции и говорить о "научном дискурсе" (как теории, идеальном представлении о мире); но можно говорить и о "научном дискурсе" как практике научной деятельности, в которой концепция лишь один из элементов схемы. Что угодно можно представить в качестве дискурса - политический дискурс, этический дискурс (область индивидуальной жизни человека), экономический дискурс…Телос - от "тела", поле, объем, пространство. Реальное (данное, физическое, материальное) измерение вещи. Можно говорить о топографии телоса - описании локальных форм и их связи; а если находиться в контексте материальных представлений - о массе, весе, энергии, веществе, заполняющем его формы. Телос и поле - почти тождественные понятия, но первое тяготеет к экзистенции, второе - к физике.
10.06.02. PSY. ОКОЛО ШОПЕНГАУЭРА. АЛЬТРУИЗМ КАК ПРИЧИНА ВОЛИ
Больше смысла и значения в альтруистической ("для других") позиции, чем в эгоистической ("для себя"), поскольку так я становлюсь "над" собой и другими, становлюсь на позицию общества - одной из его форм жизни, которую я почему-либо выбрал. Альтруистическая позиция - это позиция расширенного сознания, включающего в себя и меня, и других, и мир. Таким образом, занимая альтруистическую позицию, я полагаю причину моей воли (по Шопенгауэру), ее сущность, основу в некоей общественной установке, идее. То есть моя воля происходит от общества.Но, двигаясь далее в логике этого рассуждения, я должен перейти к сверхобщественному существу - к Богу. И здесь высшее проявление моей воли смыкается с низшим; сознание - с инстинктом; дух - с природой. Мир целостен и закольцован сам на себя.
08.06.02. PSY-PHI. МЕЛОДИЯ СТРАШНОГО СУДА
Что такое Страшный Суд? - Это мелодия "не успевания" сделать то, что хочешь (планируешь, делаешь); это мелодия категорического отсутствия времени. И Евангелие напоминает, что ты никогда ничего не успеешь сделать в "этом" мире и поэтому - будь готов всегда, в каждую минуту, бросить свои дела при звуке Трубы - что бы ты не делал и где бы ты ни был, в поле, дома, в дороге - и поспешить предстать перед Всевышним, на Суд!Это мелодия разрушения - разрушающих ударов молота, набата, после которых не остается ничего - время прекращается, движение останавливается, тленный мир разрушается, рассыпается в прах. Это общий для всех гнетущий звук, ввергающий человека в депрессивное состояние и смерть.
В отличие от мелодии Созидания, которая у каждого человека своя, и которая в любое мгновение может быть новой. Гармония Небесных Сфер. Хрустальный звон. Мелодия Творения, со-творения.Но в любой момент времени одно способно переходить в другое: гармония - в набат; труба - в переливы покоя.
07.06.02. PSY. ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
Термин (понятие, слово) "энергия" завораживает, как хрустальный шар в руках гипнотизера. Но, в сущности, значит не более этого шара, которого может и не быть.07.06.02. ДНЕВНИК. "ХРАНИТЕЛЬ МЕСТА И ВРЕМЕНИ" - SIMPLY DO IT!
Алексей, может быть, самый эффективный из работников Института. Давеча он говорит:- Давай я буду "хранителем места и времени" семинара на Пречистенке? - Но ведь через месяц-два нам оттуда съезжать, - отвечаю я. - Тогда договорись в МДМ. - Но если я договорюсь в МДМ, то тогда, какой же ты хранитель? - Ты на меня же возлагаешь те функции, исполнения которых я жду от тебя как хранителя. Хранитель - это тот, кто предоставит мне место и время и будет за них отвечать. Кто придет и скажет: вот есть такое-то место, годится? И т.д. В противном случае речь может идти лишь о должности, а не о существе дела.А потом я подумал, почему не сделать человеку приятное, если он так хочет быть хранителем? - Организовать все, а потом предоставить ему должность с минимальной функцией ответственности? Впрочем, в таком случае нет смысла объявлять о поиске "хранителя" - проще сделать это (simply do it).
06.06.02. PHI. ИЛЛЮЗИИ МИРА
- Не ты имеешь деньги, а деньги тебя имеют. - Не ты владеешь знаниями, а знания владеют тобой. - Не ты живешь, как хочешь, а ты хочешь, как живешь.Впрочем, в норме, справедливо обратное. Так называемая реальность, иллюзии мира. Интенция человеческой жизни - разомкнуть конечность своего существования. "Желание быть Богом" (по Сартру).
06.06.02. PHI-СЛОВАРЬ
Смысл это значение плюс переживание.05.06.02. PSY. ИНТЕПРЕТАЦИЯ ВМЕСТО СУБЛИМАЦИИ
Противовесом фрейдовской сублимации я бы назвал интерпретацию. Сублимация - претворение, превращение либидо, сексуальной энергии, во что-то другое, например, в творчество. Интерпретация - другое осознание той же самой действующей силы; осознание другого смысла, или аспекта; другой сущности в смысле глубины явленного. Но, может быть, речь идет об уровне целостности, об объеме охвата явлений…05.06.02. PHI. ШОПЕНГАУЭР. ЦИТАТА. "О СВОБОДЕ ВОЛИ"
Представим себе человека, который, стоя, например, на улице, сказал себе самому: "Теперь 6 часов вечера, дневной труд окончен. Я могу теперь прогуляться или пойти в клуб; могу также подняться на башню посмотреть на заход солнца; могу также отправиться в театр; могу также навестить того, а равным образом и этого друга; могу выбраться за городские ворота в большой мир и никогда не возвращаться назад. Все это зависит исключительно от меня; у меня для этого полная свобода. Однако я не делаю ничего подобного, а точно так же добровольно иду домой, к своей жене". Это совершенно все равно, как если бы вода сказала: "Я могу вздыматься высокими волнами (да - в море при буре), могу быстро катиться вниз (да - по ложу реки), могу низвергаться с пеной и кипением (да - в водопаде), могу свободной стрелой подниматься в воздух (да - в фонтане), могу, наконец, даже выкипать и исчезать (да - при 80? тепла), но я не делаю теперь ничего такого, а добровольно остаюсь спокойной и ясной в зеркальном пруду". Как вода все это может исполнить в том лишь случае, если появятся причины, определяющие ее к тому или другому, точно так же и наш человек может сделать то, что он мнит для себя возможным, не иначе как при том же самом условии.(Артур Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность. Изд. "Республика", Москва, 1992, с.75)
04.06.02. ДНЕВНИК. ЖИВАЯ ДУША
Живая душа находит новизну и удивляется даже ожидаемому событию.В отличие от болеющей, которая не замечает новизны; или мертвой души - предпочитающей не замечать...
04.06.02. PHI. ДУША
Душа - это мимолетность. - Не более того, но и не менее.
04.06.02. PSY-PHI. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
Не тело, но впечатление от тела. Не предмет, но образ движения предмета - чистое движение; колебание предметности; рябь на поверхности зеркального пруда. Мгновение. Мимолетность. Явление, но не физическое, а культурное. Художественное впечатление. Не мысль, но замысел.04.06.02. Андрей ПОПКОВ
Сегодня, 04.06.02, у нас в гостях на очном семинаре - Андрей ПОПКОВ, автор и руководитель тренинга по АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика).Комфортность процесса. Социальный аспект. Тезисы доклада ( в институте философии РАН) Стабильность процесса является краеугольным понятием, объединяющим всю совокупность условий стабильности системы, включая сюда и устойчивость самого носителя информации - человека.
Принцип стабилизации основан на использовании природного принципа комфортности, как интегрального показателя достигнутого равновесия. Жизнеспособность, как устойчивость в долговременной перспективе составляет основу подхода к любой системе и потому неотделима от понятия комфортности. Полагая понятие процесса в качестве правомочного применительно к высшим принципам человека, можно построить всю иерархическую связь процессов, принимая за основу их стабилизации реализацию моральных принципов во всем спектре жизненных проявлений. Комфортность прикладываемых усилий определяется качеством соответствующего стимула. Сама же стимуляция напрямую зависит от величины и масштабности используемой для этого идеи, ее соответствия принципу расширения в сферу синтеза своих возможностей или принципа любви. Таким образом, принцип ненасилия предполагает отнюдь не уменьшение прикладываемых усилий, а их увеличение при одновременном продвижении в сферу синтеза или комфортности.
Совершенствование или рождение нового качества неотделимо от принципа комфортности, единственно позволяющего сохранить и приумножить достигнутое равновесие. Генерация нового стимула рождает соответствующие возможности для его реализации, и такое единство представляет собой самосогласованный процесс, обладающий собственным запасом устойчивости и, соответственно, жизнеспособности.Жизнеспособность политического процесса прямо зависит от качества его стимуляции, что в конечном итоге предопределяет общие возможности социальной сферы. В случае несоответствия социальный дискомфорт требует своего разрешения в виде торможения социальных процессов ("застой") и в форме генерации импульса перемен.
Обе стадии взаимодополняющи, и их чередование является лишь вопросом запаса устойчивости в развитии социума. Длительность фазы накопления и величина выплеска определяются всем ходом предваряющей истории развития, но главное в ней - качество стимуляции или степень развития способности к духовному поиску.Эту же идею применительно к морали и долгу высказал Президент ("удовольствие от процесса").' Таким образом, и физиологический, и моральный аспекты одной идеи нашли свое подтверждение, что позволяет считать ее дееспособной применительно к самому широкому кругу решаемых проблем.
03.06.02. PSY. ОТДЫХ
Что такое отдых? - Это нечто естественное в отличие от неестественного; нечто восстанавливающее в отличие от разрушающего. Отдых - это не работа. Соответственно, работа суть то, что искусственно, неестественно и разрушающе. Все это, я полагаю, должно звучать странно для человека, считающего себя успешным - лидером (в западном понимании). Ибо для лидера, в рамках перечисленных определений, работа и есть отдых - нечто естественное, восстанавливающее, заряжающее и т.д., поскольку только работа, а отнюдь не отдых, позволяет реализоваться его лидерской природе. Отдых, напротив, уничтожает, расходует плоды труда. Установка на отдых - деструктивна. Отдых - это ничто, хаос, перепутье, междометие; время неопределенности, становления, чистой спонтанности; время перехода от одного к другому, от одной определенности к другой, от одного дела (работы) к другому. Таким образом, может быть, единственный смысл отдыха для лидера - это, так называемая, "смена обстановки" - утверждение, или попытка, возможности "быть другим"; например, не успешным, не лидером…В отдыхе, конечно, есть смысл, но, прежде всего тот, что вкладывают в него люди, занимающиеся "индустрией отдыха".
02.06.02. PSY. УДОВОЛЬСТВИЕ ДЕЙСТВИЯ
И действие, и бездействие (так называемый, отдых) доставляют удовольствие. Но первое коренным образом отличается от второго. Первое требует переступить через себя, ведет к духовному росту, в то время как второе представляет собой чистую потерю человеческого потенциала. В витальном удовольствии нет духовной составляющей.31.05.02. PHI. ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Замыкая вселенную в капсулу скорости, Эйнштейн возвращает вещам субъективность. В отличие от классического рационализма, разбирающего свои объекты на части и рассеивающего их в бесконечной и бездушной каузальности мира. Живая = субъективная. Субъективность - замкнутость, ограниченность.31.05.02. PHI-PSY. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО СРОИТЕЛЬСТВА
Как строить общество? Что работает в обществе и что не работает? - Возьмем от вещей (в том числе, от человеческих отношений) только их эффективность - внешнюю сторону, а субъективность - внутреннюю сторону - предоставим самой себе. То есть, постулируем, что процедура важнее смысла. Протокол важнее события. Таким образом, создадим "социальную форму жизни". Ее воспроизводство, далее, создаст традицию и т.д.30.05.02. PHI. ЧИСТОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Сказано уже, что Дух Святой это воздух, вздох, пламя … а я говорю, что это мимолетность, мимолетное касание, чистое впечатление, растянутое на протяжении двух-трех слогов слова, - впечатление, которое мы едва ли успеваем запомнить, но для воспроизводства которого по памяти нам не хватит многих страниц текста, как например, их не хватает, когда мы движемся вместе с Прустом "по направлению к Свану". Это чистое впечатление, чистая субъективность.(Ничего личного - только философия).
29.05.02. PSY. МАНИПУЛЯЦИЯ И ОПЕРАЦИЯ
Понятие противоположное манипуляции (позиция "я в Мире") - операция (позиция "мир во Мне"). Я либо оперирую внутренними сущностями, либо манипулирую - внешними. В последнем случае, при манипуляции, результат моих действий не гарантирован, статистичен. В первом - абсолютно надежен (с Божьей поддержкой, разумеется).28.05.02. PSY-PHI. ЧИСТЫЙ МАНИПУЛЯТОР
Чистое сознание - это чистый манипулятор, так как у него нет никакой своей силы, своей энергии; значит, оно должно пользоваться для достижения своих целей чужой силой, чужой энергией. Например, силой инстинкта, влечения, веры (если ее расценить как форму рефлекса). Однако как манипулятор сознание неподражаемо - есть высшая способность, высшая инстанция разума ("законодатель", по Канту).В отличие от чистой эмоциональности, аффекта, например, где сознание выступает лишь в качестве зрителя. Вопрос к клинике, может ли сознание, наблюдающее за "неуправляемым аффектом" выйти на сцену и взять управление ходом действия в свои руки? - Полагаю, что при поддержке Другого (врача, психотерапевта, друга) может. Но самостоятельно, в закрытой, герметичной ситуации? - Надо думать, лишь опираясь на веру - т.е. снова на Другого, в качестве коего на сей раз выступает Господь Бог. Или играя? - Если игра сравнима с верой...
28.05.02. PHI. МАКСИМА. СВОБОДА
Свобода несерьезна.27.05.02. PSY-PHI. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ МИФА
Зачем нужен миф? - Миф это плацебо - безвредная вещь, но с вполне выраженным, явным и сильным эффектом. Таким образом, если говорить о лечебном мифе, - кого-то лечат пришельцы из космоса, кого-то маги и астрологи, а кого-то - врачи. Впрочем, в последнем случае речь идет, надо полагать, все же не о мифе, а о социальной механике. Миф, как некое значение вне контекста социальной механики (официальной практики и науки), представляет собой, я бы сказал, социальную силу - социальную основу Духа (как рационального мышления) или фрейдовского "суперэго". И в этом смысле он так же механистичен и эффективен, как социальная механика, но не легализован в форме тех или иных социальных институтов, поддерживаемых государством.Однако граница между мифом и социальным институтом размыта. Предельный случай мифа - личный миф, индивидуальное творчество; предельный случай социального института - бюрократическая процедура, лишенная всякого смысла.
24.05.02. PSY. НА КОНЧИКЕ ЯЗЫКА. \
Если присмотреться, вчувствоваться, - субъективно слово ощущается как некий объем в некоей форме, которая, собственно, и есть значение слова, точнее нюансы значений, переходящих одно в другое. Но значение - это лишь форма, что-то внешнее, безжизненное. Жизнь слова появляется в звучании, которое суть плотность и тяжесть, его "виноградное мясо" как писал Мандельштам.В этом смысле, я думаю, Арсений Тарковский говорил о "воздушных массах стихов". Ощущение единства значения и звучания, их взаимоперехода, и есть то, что называется, по большому счету, "владением языком".
Отсюда и клинические варианты, когда это "чувство слова" дано в явном виде - раньше, "до", его рационального значения, которое скрывает собственно чувственную сторону - ощущение "знаю, но не могу сказать" (одно из возможных последствий инсульта) или, как говорят, "вертится на кончике языка, а не дается".23.05.02. PSY. "ДРУГОЙ ЭТО РАЙ"
Практически любого результата в части возвышения Духа над своей природой (естественными желаниями тела и души) можно достичь путем упражнений - определенных действий, которые либо сразу, либо небольшими, практически незаметными шагами, приводят к нужному результату. Эти упражнения я могу изобретать сам по мере надобности, либо взять их у кого-либо. В основе действия лежит решение. Таким образом, Дух оказывается непоколебим в своем решении (независимо от того имеет это решение какую-либо причину или нет) как начальной - "из ниоткуда" - основе самого себя, и всевластен в мире, которым он овладевает посредством действий.Я могу все. Воля это действующий дух; сознательное решение, претворяемое в действие. Однако действие суть объективация, опредмечивание моего внутреннего содержания - смысла. И в момент своего проявления оно смысл теряет. Ибо в предмете, в объекте смысла нет - есть знание, есть информация и пр. Действие - это Другой. Другой - это социум, общество, общественный организм, группа. Действие как предмет, как элемент технологии, функциональный акт - часть общества, элемент связи (коммуникации) и форма жизни (традиция). Таким образом, основой, энергетикой, материальной составляющей моей духовной способности, моего Духа, является социум - человечество, некая человеческая общность, которая дается мне через мои социальные роли - мое участие в тех или иных традиционных форм жизни (имеющих место быть в обществе).
Я создаю - и воссоздаю! - социум, действуя так или иначе (сознательно или неосознанно, активно или пассивно), и социум, в свою очередь, создает меня, предоставляя мне те или иные возможности действия. Я создаю мир, и мир творит меня.В обществе смысла нет, в Другом смысла нет, в мире смысла нет, потому что во всех этих вещах нет меня. Но и мир, и Другой, и общество внутри меня наделены огромным смыслом, поскольку, в сущности, становятся основоположением моего Духа, смыслообразующим источником. Реализуя же свой Дух, возвышая его над естественной, смертной, природой, я становлюсь свободным существом - человеком, - тем, чьей природой является свобода. Дух это реализация свободы.
Дух, душа и тело - философское триединство, которому в теологии соответствует Троица - Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой. Другой внутри меня, как мое основание моего бытия, основоположение смысла, энергии, как чистое "я", чистая имманентность суть исключительно положительная интенция, удовольствие свершения. В этом смысле Другой - это рай. И я нахожу Другого в каждом аспекте триединства. И в этот самый момент он становится четвертым элементом троицы, превращая ее в четверицу. Он становится внешним по отношению ко мне - Другим. И этот "Внешний Другой" заставляет делать меня нечто бессмысленное, не мое, не нужное мне. При том, что я же сам себе это создал. Отсюда: "Другой это ад" - экзистенциальная формула. Впрочем, возможный лишь вместе с раем, лишь на фоне его.Спасти может только вера - вера в то, что то, что я делаю это Благо. Что может либо быть подтверждено свыше каким-либо случаем, либо нет. Спасти здесь означает довести дело до конца (осуществить задуманное, реализовать решение).
22.05.02. PSY-PHI. СТАНДАРТЫ СМЫСЛА
В обществе побеждают стандарты. Гуманитарные технологии - это комплексы стандартов, сложные стандарты. В стандартизированных процедурах нет никакого внутреннего смысла, но они эффективны с точки зрения существования общественного организма (групп). Они, в сущности, и есть внешние характеристики групп и их же движущие силы. Вот почему "город философов" Плотина может существовать лишь как прекрасная идея, в то время как христианские монастыри существуют реально. Так же, как коммунистическое общество в сравнении с тоталитарным государством и пр. утопии.В утопии есть смысл, в жизни - нет. Поэтому утопии в реальности, если и уготована какая-либо роль, то роль идола.
20.05.02. PHI. МАКСИМА ДЕЙСТВИЯ.
- Эффект бессмысленен. - Смысл не эффективен.
17.05.02. PHI-PSY. МИСТИКА ОТ ЭЙНШТЕНА
Если что и способно убедить меня в возможности существования мистических отношений (коммуникации) в мире, так это эйнштейновское ограничение скорости света - самое наглядное свидетельство ограниченности мира. Самый удивительный эксперимент науки как таковой. А может быть, аномалия науки как таковой? А может быть, и нет никого ограничения? - То есть не будет в новой, постэйнштейновской, парадигме физики? Кроме того, ведь известно, что "скорость мысли быстрее скорости света".16.05.02. PSY. КАПИТАЛ БУДУЩЕГО
Будущее составляет "капитал жизни", который хоть и ограничен, но неизвестно чем. Поэтому мы живем так, как будто жизнь продлится вечно - все можно успеть. И поэтому таким шоком становится любое ограничение. Стоит остановиться на минуту и подвести итог жизни, чтобы увидеть, сколь мало сделано, что могло бы сохраниться в будущем (если вообще, что-то есть).15.05.02. LVD. ПЕРЕБОР
Чересчур восторженные тексты (как, например, у Ницше в "Заратустре") или чересчур уничижительные (как у Достоевского в "Записках из подполья"), или еще какие-либо "чересчур" не делают чести писателю, поскольку, в сущности, являют собой природное ограничение сознания. Исключая, разумеется, случаи, когда писать надо именно так (у того же Ницше и Достоевского), но и эти случаи, по большому счету, подпадают под вполне законное правило "внутреннего цитирования". Таким образом, любой индивидуальный стиль писателя, если он не вырожден в какое-либо "чересчур" (то есть, не может быть классифицирован как вид сумасшествия или графомании), лежит в русле одной (я бы сказал средней или срединной) литературной традиции, пронизывающей и статуирующей все писательское (писательско-читательское?) сообщество как специфическое и, в том числе, профессиональное.14.05.02. PSY. ЖИЗНЬ КАК ДЕЙСТВИЕ: ЛОГИКА И ЭНЕРГЕТИКА
Смысл энергетический в том, что всякое движение (действие) должно быть доведено до конца. Логическая поддержка этого принципа - осмысление любого действия именно в том контексте масштабной цели, который человеком установлен (произвольно или на каких-либо основаниях). Т.е. действие лишь в том случае вполне эффективно, совершено как таковое, когда оно не брошено на полпути, а доведено до конца. Если сравнивать его с волновой фазой, - когда ? фазы (положительная или отрицательная) реализована полностью.Смысл логический в том, чтобы совершать не любые действия (хотя каждое из них и может быть вполне осмыслено в контексте цели), а лишь оптимальные - т.е. те, которые служат реализации главной цели жизни (по рейтингу на настоящий момент времени). А если в какие-то моменты времени эта цель неясна, оптимально не делать ничего (чем что-либо).
Идеология энергетического смысла жизни не оставляет времени для отдыха, в том числе отдых можно интерпретировать, как продолжение определенных дел. Каждый момент времени заполнен тем или иным движением-действием. Идеология логического смысла, напротив, наполняет жизнь пустотами бездействия, которые могут быть заполнены либо размышлением (внутренним действием), либо "отдыхом" (действием восстановления сил).В пределе логика и энергетика представляют собой противоположно направленные векторы сил. На практике же, как не может быть "сплошного действия", так не может быть и "сплошного мышления" - и в том, и в другом существуют пустоты. Но одно не всегда замещает другое - "пустота как таковая" суть явление подсознательного (или бессознательного, или "природного") действия. Очевидно, к этой "пустоте" следует отнести и не доведенные до конца - энергетически бессмысленные действия, и не доосмысленные до предела - логически бессмысленные действия.
Энергетически-логический оптимум - "нормальная аутентичность".13.05.02. PHI-PSY. "СОВЕТСКИЙ НАРОД"
У меня осталось несколько сильных ощущений - переживаний своей принадлежности к очень большой общности людей - "советскому народу", как это называлось официально (хотя это название портит чувство) - которые, наверное, только эти, тоталитарные, условия и могли дать. Эти переживания описаны в художественной литературе: "И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной" (Булат Окуджава); "алые паруса" Грина; Незнайка в сообществе других человечков у Евгения Носова. Я бы назвал эти формы - соцромантизмом (кроме Носова). По сути, я думаю, это описанное философами (Мартином Бубером, например) ощущение дома и опоры на некую силу, которой нет пределов, но которая сплошь человечна. Актуальная бесконечность человечности. Человеческая ипостась христианского Бога. В отличие от заброшенности, бездомности, беспомощности…12.05.02. PHI-PSY. ДОМ: ЗНАНИЕ КАК ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ
Почему не сказать, что осознание сопряжено с известностью, домашностью, гарантированностью осознаваемо-осознанной ситуации? "Я знаю" - в том числе, "знание" тайны - это знание - вид опоры, которая не подведет. Все на месте, все под рукой. Я дома. Я контролирую ситуацию.11.05.02. PHI. ДИКУРСЫ ФИЛОСОФИИ ДЕЙСТВИЯ
? Философия: я делаю так. ? Идеология: делай, как я! ? Вера: делай!
10.05.02. PSY-PR-TXT. "A PRETTY CLEVER CHAP" (ОЧЕНЬ УМНЫЙ ПАРЕНЬ)
Мы все думаем, что мы такие клевые ребята, что у нас такое потрясающее чувство ответственности, что мы так умеем держать слово… Ну, может быть, не в столь восторженных выражениях… Но все же… (Хотя в таких выражениях ко мне все это, конечно, не имеет никакого отношения). Что нас буквально смешивает с грязью и вбивает в крышку нашего гроба гвоздь какой-нибудь капризный и въедливый клиент с мешком денег в кармане, который на этом ничтожном основании - мешке денег - начинает цепляться к словам, требовать выполнения каждой запятой договора и вообще абсолютно равнодушен к нашему существованию, как таковому. Более того, если бы нас не связывали договорные отношения, он мог бы и потратить толику своих ресурсов на наше физическое уничтожение. Ибо, понятно, что мир надо очищать "от скверны" - читай "нас" (таких умных и замечательных).- Скажем спасибо этому клиенту и поблагодарим Господа Бога нашего за испытание. Ибо кто еще возьмет на себя труд напомнить нам о наших иллюзиях и займется уничтожением их, пусть даже вместе с бренной оболочкой их.Другой "субъект", нещадно убивающий нас каждую минуту и каждую секунду нашей жизни, - это мир. Неотложные текущие вопросы - суета, пожирающая наше время, действуют незаметно и неостановимо. Пока от всех наших великих вопросов призвания и служения не останется прах редких мгновений подлинного прозрения - очень может быть нигде и никак не зафиксированного и, так сказать, не переданного людям. Либо уничтоженного равнодушными потомками и современниками.
09.05.02. PHI-LVD. ГЕНИЙ И БЕССТРАШИЕ
- Вы хотите, чтобы я был бесстрашным? - Хорошо. Но что это такое?Гений парадоксален: во-первых, он являет собой настолько посредственную посредственность (так ярко выраженную), что способен, в отличие от большинства обычных людей, сам ощутить ее в полной мере ("быть может всех ничтожней он", Пушкин); но, во-вторых, имя это ощущение ничтожества, он способен занять позицию свободного человека, и в этом суть его гениальности и его бесстрашие ("хоть немного еще постою на краю", Высоцкий).
Европейские авторы демонстрируют свое бесстрашие лишь эпизодически (в моменты творчества) - в своих произведениях. Восточные - мастера дзен, например, напротив, кладут его в основу жизни в целом. Западный стиль более эффективен тактически, Восточный - стратегически.
Или, иначе, - позиция веры (условный Восток) в отличие от позиции творчества (условный Запад) - быть всегда (стратегия), а не только в моменты творчества (тактика).08.05.02. PSY. "ЗВЕРЕК"
Мой маленький эгоистичный человек, мое эго, мои подсознательные непроизвольные реакции, моя обида, боль, страх, беспомощность, незащищенность, тревога - это "зверек". Из опыта общения с другими "зверьками" - кошками и собаками, например, - известно, что надо делать, чтобы их приручить и успокоить. Мы их любим! Ласкаем, ублажаем, гладим "по шерстке" - только так и можно ими управлять. В противном случае - "исцарапанные руки и порванные штаны". Итак, отнесись к своему "эго" как к домашнему зверьку и не требуй от него невозможного. Не жди, что он не будет пугаться, когда его пугают, что ему будет нравиться дисциплина… Но заметь - как быстро будет он обучаться тому поведению, которому ты, исходя из своей любви, будешь учить его.Этот "зверек", как и внешний, жесткий, угловатый и не приспособленный под тебя мир, будет каждый раз вставать у тебя на пути, как только свой, так сказать "духовный", интерес ты будешь ставить поперек его природы - всякий раз, как только твоя любовь к своей природе будет ослабевать или забываться. Ибо этот "зверек" - твое "эго" - и есть твоя природа. Ведь природа по отношению к моему "я" на уровне "эго" (в статусе "эго") суть нечто внешнее - не мое.