ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
[9] [10]
"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
15.09.01. PSY. "ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ" КАК КРИТЕРИЙ ИСТИННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Фокус в том, что настоящая работа, сопровождаемая трудом, дискомфортом, напряжением, тратой энергии и т.д., но которая в результате приводит к заранее намеченной цели (цели, которая может быть, вполне произвольной или случайной) и в качестве побочного результата предоставляет удовольствия в виде отдыха, хорошего настроения, чувства собственной значимости и т.д. - это лишь та работа, которая приводит к "личностному росту".
Кстати, то, что называется "личностным ростом" - вещь, не поддающаяся определению. Можно, например, сказать, что "личностный рост" - это рост или, скажем, усиление человеческого "я", субъективно им ощущаемого. (Но не "эго" как представления о моем "я"!)
Но в тот момент, как вектор движения в направлении "роста" пропадает, человек оказывается в ситуации автоматического функционирования. И этот переход может произойти совершенно незаметно. Далее этот, неосознаваемый, автоматизм может стать рефлексом (который почему-то нужен), либо основой невроза. Либо в какой-то момент снова стать осознанным - в контексте дальнейшего роста.
Автоматизм - иллюзия; "я" - реальность. "Я" ощутимо только в движении, в "росте". "Я" - основа "истинной" реальности. И т.д.
ПЛАН БЛИЖАЙШИХ ВСТРЕЧ
СЕМИНАРА "ИСКУССТВО PUBLIC RELATIONS" (ОЧНАЯ ФОРМА)
18 сентября
Ефим БЕРШИН
"Воздействие искаженной СМИ реальности на массовое сознание"
Ефим БЕРШИН, публицист, эссеист, поэт, прозаик. Автор 3 книг стихов. Десять лет, до 1999 года, работал в "Литературной газете". Участник международных конференций на темы "СМИ и массовое сознание". Член Союза писателей (Московского и российского). В качестве журналиста работал на двух войнах - в Приднестровье и первой Чеченской войне.
25 сентября
Гость семинара:
Татьяна АЛЕКСЕЕВА
"Теория Public Relations"
Татьяна АЛЕКСЕЕВА, главный редактор сетевого журнала "Prinfo" (www.prinfo.webzone.ru).
02 октября
Александр КОЛЯДА
"Сексуальность и традиционная культура: опыт использования в терапевтических целях"
Александр КОЛЯДА, окончил Биологический факультет МГУ, кафедру Геоботаники, и факультет Психологии МГУ. Изучает феномены измененного состояния сознания, механизмы наркотической зависимости и этнографические формы поведения людей. Разработчик телесно ориентированной тренинговой программы.
16 октября
Виктор ЗАРЕЦКИЙ
"Культурно-деятельностный подход в работе с общественным мнением"
Виктор ЗАРЕЦКИЙ, кандидат психологических наук, специалист по проведению избирательных кампаний, начальник отдела Политического косультировпания ЦКТ "PRОПАГАНДА", оргконсультант телепередачи "Что? Где? Когда?" на этапе ее создания.
13 ноября
Борис РОДОМАН
"Наука как социально-психологический феномен"
13.09.01. (13.09.01). PR. ТЕРАКТЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ - ЗАЧЕМ?
Мир изменился. Так называемый "глобализм", который до сих пор представлялся экспансией Запада на Восток, за несколько минут превратился в глобализм в полном смысле этого слова - глобальное единение всего человечества вне государственных, национальных или религиозных рамок. В известном смысле, поставив человечество, въяве перед фактом хрупкости всей человеческой цивилизации, уничтожение которой мы грезили себе до сих пор в виде "ядерной зимы", террористы сделали доброе дело (как ни кощунственно это звучит на фоне трагедии десятков тысяч людей). Но, тем не менее, и скорбь, и радость по поводу случившегося, которые мы видели и видим сегодня на экранах телевизоров, - это не равнодушие и не незнание по отношению к людям, живущим на другой стороне земного шара. Это проявление чувства живой причастности к единому целому - человеческому обществу в планетарном масштабе. Такого в истории человечества действительно еще не было. И, Слава Богу, если мы заплатим за это только один раз - и только тысячи, а не миллионы человеческих жизней.
Ведь, если вдуматься, атомную бомбу в современном городе взорвать не в пример легче, чем захватывать самолеты и разрушать ими небоскребы.
12.09.01. PSY-PHI-PR. КУРС ТЕРАПИИ ОКОНЧЕН - ЧТО ДАЛЬШЕ?
Две роли терапевта (в т.ч. оргконсультанта, консультанта по PR) - профессиональная, рабочая и житейская, светская. В своем профессиональном статусе психотерапевт проводит Курс терапии. Необходимый элемент Курса, - его окончание и расставание с клиентом, разрыв связи между терапевтом и клиентом. (По крайней мере, в системе "гуманистической терапии" окончательный разрыв - важнейший элемент успешного процесса; вследствие чего эту терапию не рекомендуется проводить с теми, с кем не можешь прервать отношения - родными, друзьями и т.д.)
Итак, логика процесса диктует: Курс терапии окончен - забудьте друг друга! Но жизнь продолжается, - возможны ли все же какие-либо формы взаимодействий (и, соответственно, отношений) "терапевта" и "клиента" за пределами Курса, после его окончания? Вариант ответа: бывший терапевт, вероятно, мог бы переквалифицироваться в специалиста по организации полезных контактов (специалиста по PR)?
По видимому, имея ввиду осознанное участие в развитии общества, можно говорить (применительно к специалисту по PR, терапевту и пр.) об управлении контактами. А высшую форму контакта мы можем наблюдать в церкви - в обряде Литургии.
Таким образом, Литургия - это (в том числе, в аспекте PR) символ Большого Контакта, это символическая реализация связи между собой большого количества людей вовсе не знакомых друг с другом, но принадлежащих единой человеческой общности.
И все же вопрос о терапевте - о возможности выполнения им каких-либо других ролей по отношению к клиенту после окончания Курса терапии остается открытым.
09.09.01. PHY. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Религия определяет позицию человека по отношению к конечным данностям бытия. Философия работает в сфере определения позиции позиций - здесь происходит обсуждение одних позиций и выработка других. Затем что-то из философии может перекочевать в сферу религии - с целью практического использования в жизни. Можно сказать, что философия по сравнению с религией принципиально оторвана от жизни, занимается пустым теоретизированием, подобно математическим изыскам. Такая своеобразная "игра в бисер".
30.08.01. PSY. ДЕТЕРМИНИЗМ И СВОБОДА
Теоретически, "понять все" - значит, сделать ситуацию детерминистичной, а свою жизнь - фатальной, поскольку при таком "понимании" появляется возможность точного расчета результата. А если результат прогнозируем "на все сто", то, что остается на долю моего "я"? - Мое "я" отсутствует в этой схеме. Вот почему нужна Тайна (я не говорю, - Бог). Тайна - это спонтанное знание, сопровождающая спонтанное же поведение в непредсказуемой ситуации. А непредсказуемость обусловлена взаимодействием личностей, человеческих "я", неопределимых по-определению. Тайна - это ощущение человеческого контакта. И т.д.
Кстати, в контексте сказанного, представляется справедливым утверждение, что Спонтанность - Бог Фрица Перлза, замену Которому он полагал, что нашел в сугубо рациональном и реалистичном научном подходе. (Аналогично утверждению Перлза, что Бог Фрейда - Эрос и Танатос, а Юнга - Коллективное бессознательное). Таким образом, и в абсолютном измерении каждый имеет право на свою референтную систему.
PSY. СПОНТАННОСТЬ И ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
Спонтанность - лекарство от замешательства, возможно, единственное.
24.08.01. PSY. ЭФФЕКТ ПСИХОТЕРАПИИ И ОТНОШЕНИЯ "ПСИХОТЕРАПЕВТ-КЛИЕНТ".
Другой человек, подобно некоему абсолютному Богу или так называемой объективной реальности, весь находится за границей воспринимаемого мною образа или явления. И в этом смысле он поистине представляет собой кантовскую "вещь в себе", как и другие - живые, неживые, сознательные и прочие - "вещи".
С этой точки зрения эффект психотерапии заведомо, по-определению, равен нулю, ибо, как я могу воздействовать на некую божественную сущность, на "вещь, которая в себе"? - Никак! Если человек и изменяется каким-либо образом, то только сам, по своей свободной воле. А почему? - Бог весть, сие есть тайна, которую вполне вероятно и сам человек не сумеет нам объяснить. И, соответственно, клиент (в медицинском случае, - пациент) не видит и никогда не увидит никакой работы психотерапевта, поскольку в результате он все "делает сам". А терапевт должен признать, что "объективно" это действительно так - его изменение "дело его рук". Так же, как и то, что процесс, происходящий при этом, до конца не постижим, поскольку он принципиально, по сути своей, этот процесс недетерминистичен. Строго говоря, психическое действие (движение, развитие, рост личности и пр.) - это абсолютно произвольный процесс. И в этом смысле - абсолютно непостижимый, как сказано "сие тайна есть". (Впрочем, вполне доступный изучению).
Итак, в этой логике эффективный психотерапевт - это отсутствующий психотерапевт (см. метод Кайзера). В таком случае, о чем может идти речь? Что подвержено регистрации с обеих сторон? Что является действующей силой и может изучаться? - Очевидно, это отношения "психотерапевт-клиент". В случае исправления чего-либо, перехода состояния клиента от "плохо" к "хорошо" речь идет о медицинских отношениях типа "врач-пациент", излечении и т.д. В случае перехода от "хорошо" к "еще лучше" речь идет, по сути, о партнерских отношениях, где изменяются, приобретают нечто новое, ценное для себя обе стороны - и "психотерапевт", и "клиент". И эти отношения логично назвать иначе (в отличие от медицинских) - консультированием или организационным консультированием (если речь идет, в том числе, о работе с организацией).
ДЕНЬГИ В ОРГКОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Это одно из условий, обеспечиваемое одной из сторон (так называемым, клиентом) для того, чтобы встреча состоялась. Это важное, но не решающее условие в ряду многих других условий, обеспечиваемых обеими сторонами в меру их умений и возможностей. В конце концов, возможен и такой редкий случай (редкий, поскольку в отношении психотерапевта речь все же идет о бизнесе или профессиональной деятельности, призванной обеспечить его финансовую состоятельность), когда работа делается "бесплатно" - ведь, вспомним, и сам оргконсультант здесь получает что-то ценное для себя. А что, если эту ценность не рассмотреть как бартер вместо денег, - одна из "референтных систем" в денежных отношениях оргконсультант-клиент; или, скажем, оргконсультант работает бесплатно для клиента, но по гранту от какого-либо фонда и пр.
Таким образом, оргконсультирование - это деятельность, которая расположена на границе бизнеса и общественной деятельности.
14.08.01. PSY. СМЫСЛ ТРЕНИНГА
Интересно рассматривать и конструировать тренинг как смыслообразующее действие - на стыке жизни общества и каждого отдельного человека. Недаром Ф. Перлз интересовался буддизмом, как религией без Бога. С этой позиции можно говорить о трансляции (переводе) литургии (и последовательности в течение года других церковных обрядов) в особого типа тренинг (наподобие перевода текста с архаичного языка на современный). Вот общая структура такого "тренинга":
1. Единичная сессия ("литургия", которая проходит за один вечер, один уик-энд - одну интенсивную встречу).
2. Годовой цикл тренингов (недельных, месячных, сезонных, годовых).
3. Аутотренинги (индивидуальные тренинги, задания на каждый день).
Смысловая структура тренинга (миф): жизнь человека - жизнь идеального человека (образ Бога или суперэффективного действия) - жизнь человечества как единого организма, существа - жизнь сознания как такового. Вариант реализации близкой смысловой структуры: моделирование четырех основных экзистенциальных ситуаций ("конечных данностей существования") - смерти, свободы, изоляции и бессмысленности. А кроме того, - изучение смысла религиозных обрядов (м.б. с позиции системы К. Юнга).
12.08.01. PSY-PHI. ОХОТА НА БОГА
После того как "Бог умер" (Ницше) остается заново открыть его, но открыть уже не пассивным, созерцательным, способом, а предельно активным, на стыке с созиданием, поиском. Короче, пора открыть сезон "Охоты на Бога". Речь идет о возможности какого-либо обращения (взаимодействия, оперирования, манипулирования), а не просто самоопределения, с абсолютными сущностями ("Богом"). Прежде всего, с представлениями (явлениями) судьбы. Сегодня кажется почти очевидным, что имеются люди, способные чувствовать абсолютный статус некоторых событий в своей или чужой жизни, что, впрочем, не отменяет их неотвратимости. Но, имея такое чувство, с ним можно как-то обходиться - по крайней мере, описать и проанализировать.
PSY-PHI. СОЦИАЛЬНОЕ МЕСТО
Социальное место (далее, - СМ) - это позиция человека в структуре общества. В частности, функции, которые он выполняет, как часть общественного организма (семьи, малых групп, социального слоя и т.д.) СМ можно рассматривать, как сущностную или "абсолютную" характеристику человека, как его судьбу или, скажем, "психогенетику", или бессознательно исполняемый "жизненный сценарий". Патология тоже нужна обществу. В том числе, одна из важных характеристик СМ - продолжительность жизни человека. Так, работники вредных профессий живут в среднем меньше других людей. Иерархическая характеристика СМ: верхний уровень - творческий, руководящий, создающий; нижний уровень - исполнительский, готовящий "почву" для верхних уровней.
Следует отличать СМ от "социальной роли" или "социальной функции" и пр. - характеристик, которые сравнительно легко могут быть изменены. СМ - это характер человека, соотнесенный со смыслом занимаемого им в обществе места с точки зрения общества же. Психический рост человека - изменение иерархии его СМ, изменение его "абсолютной" сущности.
26.07.01. PSY. БИЗНЕС. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ПРИНЦИПЫ
Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!" Основная работа бизнес-консультанта как раз и заключается в том, чтобы быть такой "точкой опоры" для клиента - внешним независимым от него (социальным) фактором, на который можно опереться. Причем, здесь личность человека, консультанта, его успехи или неуспехи в бизнесе, свойства характера и пр., почти ничего не значит - важен сам факт его бытия, которое ставится в положение, функционально зависимое от проблем (задач) клиента.
25.07.01. . PSY. УЖАС БЫТИЯ
Экзистенциальное переживание, (пик переживания, инсайт, сатори, нирвана и пр.) - восторг и ужас бытия. Ощущение ужаса обусловлено тем, что через несколько мгновений все, с чем ты сейчас находишься в контакте, исчезнет. Детская печаль - "больше нету". Исчезнет потому, что: или изменится восприятие ("я вижу тот же закат, но уже не воспринимаю его", поскольку внимание не может быть долго сконцентрировано на чем-либо); или закончится само явление. Пульсация чувств восторга и ужаса - необходимое условие для видения, удержания этого бытия. Говоря поэтически, это прямое включение в энергетическую структуру мира.
Ужас подпитывается от тревоги. От чего питается восторг? В норме логика теневой (ужасной) стороны переживания следующая: тревога - страх - привычка (автоматизм или рефлекс избегания страха) - невроз (в неконтролируемом случае). Но в случае противовеса в форме позитивной энергии (восторга) работает другой сценарий - аутентичное поведение. Но какова его схема?
Энергия стимуляции - "ужас"; энергия мотивации - "восторг".
23.07.01. PHI. "ТОТ СВЕТ"
У Станислава Лема в "Сумме технологии" есть замечательная фантазия на тему развития цивилизации в связи с "обретением бессмертия" каждого отдельного человека. Идея следующая: в момент смерти сознание человека переписывается на компьютер и помещается в виртуальное пространство, на "тот свет", изначально копирующий "этот", где данный человек и продолжает жить "бесконечно" (пока существует компьютер и соответствующая программа).
На самом деле идея Лема - лишь современная упаковка того, что всегда существовало в человеческой культуре - культуры отношения к мертвым. В настоящее время эту работу выполняет церковь, объективируя наши воспоминания об умерших, посредством специальных обрядов (молитв, церковных записок) и поселяя их в нашем представлении об устройстве мира на "том свете". В самом деле, для живого человека я могу сделать мильон вещей, которые приведут к моему контакту с ним, и позволят проявиться нашему чувству любви (смыслу жизни). Но что я могу сделать для мертвого человека? - Только помолиться о нем, т.е. совершить действие "не от мира сего" - действие действительное (эффективное) в "том свете".
|