"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
20.01.03. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. “НЕВРОТИЧЕСКОЕ Я”
В сущности, ядром невротической личности по Хорни является тревога. Причем тревога паническая, замешенная на страхе (в отличие от позитивной творческой тревоги); причем, - на страхе неестественном, а искусственном, вставшем на место изначально естественного вследствие реакций агрессии и последующего их вытеснения в подсознание. Речь идет именно
о ядре личности – о неопределимом “я” человека, существующем как некая энергия, сила. В данном случае (случае невроза) “я” неопределимо потому, что оно скрыто за занавесом подсознания.В нормальном, естественном, случае “я” неопределимо по определению, – поскольку представляет собой чистый потенциал, возможность действия, который перестает быть таковым, как только становится различимым, получает то или иное определение. В терминологии гештальт-подхода “я” – это фон; а фигура, соответственно, - “образ я”. В случае болезни (невроза) фигура (“образ я”) в силу биографических и культурных условий закрепляется настолько сильно, что становится ригидным, компульсивным и прочим, автоматическим на уровне подсознания, поведением.
“Подсознание”, по Фрейду, как я его понимаю в данном контексте, – искусственное образование в психике человека, созданное столкновением биологических, культурных и биографических тенденций его жизни. В отличие от Эриксоновского “бессознательного”, которое является естественной частью человеческой психики. Т.е. в больной психике на фоне естественного бессознательного (нормального “я”) существует искусственное подсознание (больное, невротическое “я”) и все это регистрируется в том или ином – более гармоничном или более больном – состоянии сознания человека. В терминах глобального бытового ощущения – или я счастлив как таковой, или я счастлив лишь в отдельные, трудноуловимые моменты времени.
18.01.03. PSY. ГЕШТАЛЬТ-СЕССИЯ. ОПАСНОСТЬ ПОСПЕШНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Если сравнить устройство человеческой психики с компьютером, то психотерапевтическую ситуацию следует признать “режимом программирования биоса” (если я правильно использую программистскую терминологию; я имею ввиду тот уровень программ, на котором строится все остальное программное обеспечение)
. При этом терапевт осуществляет роль программиста, а его интерпретации суть загружаемые в психику программы. Разумеется, клиент не может отказаться от этих программ, – плохи они или хороши, истинны или ложны. Вот в чем опасность поспешных интерпретаций.- Отсюда, в частности, происходит “сопротивление”. С другой стороны, лучше иметь что-то, чем ничего.
Что же делать мне, как клиенту, с “неправильной” интерпретацией? – Принять ее! Только тогда я вообще буду иметь осознанную возможность как-либо обойтись с ней
.
18.01.03.
PSY. ГЕШТАЛЬТ-СЕССИЯ. СМЫСЛ УПРАЖНЕНИЙУпражнение лишь тогда имеет смысл, когда мы можем рассмотреть его в предельном состоянии, – что оно дает, как некий предельный случай переживания, какие предельные свойства человеческой психики оно помогает проявить? Таким образом, весь спектр возможных упражнений – это образ некоего обобщенного человека перед лицом небытия.
17.01.03. PSY. ГЕШТАЛЬТ-СЕССИЯ. “БП” КАК “ТО”
Безопасное пространство вместе с тем и трамплин для действия. Оно безопасно лишь в прошлом – как память об уже освоенном новом месте, безопасно, если смотреть назад; если же смотреть вперед – оно тревожно. Ибо направленный в будущее творческий смысл его – дать точку опоры для шага в неизвестность, в будущее; создать то, чего еще никогда не было.
17.01.03. PHI
-PSY. КОНЦЕПЦИЯ МИСТИКИКонцептуальная основа мистики – принцип каузальности духовного мира.
16.01.03. PSY. СВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Светская жизнь неизбежно требует создания своего внутреннего образа – “образа я”, имиджа. Это условие этой жизни ее правила, ее суть. Другое дело, что этих образов может быть бесконечно много; и можно путешествовать по ним, не связывая свою судьбу, свою истинную суть (истинное я) ни с одним из них. Так поступает истинный художник в сфере своего творчества.
И наоборот, полнота просветленности – максимальное сближение “образа я” с “истинным я” возможно лишь при максимальном отрыве от всех внешних условий жизни – в монастыре, или, еще лучше, в скиту.
15.01.03. PS
Y. ПРАВИЛАПравила хороши тем, что их можно нарушить.
- К сожалению, невозможно нарушить то, чего нет.
15.01.03. ДНЕВНИК. PSY. ПСИХОАНАЛИЗ ФИЛОСОФИИ
Философствуя, я занимаюсь рационализацией.
- И мне это нравится.
15.01.03. PSY. РОСТ КАК ЭВОЛЮЦИЯ
Как только вы увидите, что ваши действия в буквальном смысле слова творят миры, эффекты станут результатами.
15.01.03. PSY. ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ребенок талантлив, но неискусен. Прелесть детского творчества в спонтанности, лежащей “поверх барьеров”, или – в случайном совершенстве, - абсолютно гениальной гармонии формы и содержания, как в каком-нибудь природном объекте.
14.01.03. PSY. РОСТ
Проявляя свое “я”, свою концепцию, свой “жизненный план” (Сартр), я как бы сжигаю свои оболочки – “образы я”, имиджи, принципы, бессознательные установки, служащие основанием для тех или иных жизненных ценностей. Я уничтожаю подпорки своего “я”, созданные моим начальным развитием – воспитанием, обучением, заимствованным и приобретенным опытом. И, в конце концов, я избавляюсь от своей физической оболочки – своего тела, отразившего все иллюзии моей жизни.
14.01.03. ДНЕВНИК. PSY. ПОЧЕМУ СЕЙЧАС?
Вопрос, “почему сейчас?” более интересен, чем вопрос “почему не сейчас?” – так же, как интроверт содержательно более интересен, чем экстраверт. Первый вопрос ориентирован на мысль, второй – на дело. Мне привычнее задавать второй вопрос после первого.
1
2.01.03. PSY. ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИИмеем: с одной стороны, груз объективных обстоятельств (например, огромный объем информации, которую надо успеть обработать к определенному сроку; болезнь; чрезмерный темп работы и пр.) и с другой стороны, субъективную позицию (ощущение) – “я не могу”. Это жестко взаимосвязанные вещи. Но продолжим предложенную логику дальше – вслед за “я не могу” идет “я могу
” (я имею ввиду область, доступную моему влиянию – реальный объем моего рабочего времени, имеющего в моем распоряжении; объем моих сил внутри болезни и т.д.) Между тем, позиция “я могу” (сделать что-то, сколько бы то ни было) принципиально отлична от позиции “я не могу” (ничего). Это позиция реального дела, позиция лидера, делателя – принцип эффективности, принцип результата.- От субъективной позиции (установки) “я могу” переходим снова к объективным обстоятельствам – и вот дело сделано!
1
1.01.03. PSY. ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГДеньги – самый психологически насыщенный продукт из всех возможных вариантов рыночных продуктов. Кроме психологии, в них почти ничего больше и нет.
11.01.03. PSY-PHI
. РОЛЬ БУДДЫК вопросу о социальных ролях. В полном смысле реализовать роль Будды можно лишь будучи буддийским монахом. И никак иначе.
- Однако это нисколько не противоречит проповеди: “Вы все Будды!” Все равно, что сказать: “Вы все человеки”.
10
.01.03. PSY. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАДИГМАМедицинская парадигма заключается в том, что болезнь есть нарушение работы того или иного элемента организма (например, органа). Когда это нарушение столь велико, что ведет к прекращению функционирования элемента, а сам элемент незаменим, прекращается работа всего организма в целом и наступает смерть.
- Самый главный минус этого представления в том, что организм – не механизм. Т.е. система, в зависимости от того или иного подхода с точки зрения представления о целостности организма, может быть определена многими различными способами.
10.01.03. PR. ЭКОНОМИКА. КОГДА ДЕЛИТЬСЯ НЕ НАДО
Проблема мелкого бизнеса в том, что зарплата руководителя (хозяина) предприятия резко – в разы (в 3-5 раз и больше) – должна превышать зарплаты остальных сотрудников. В то же время, их (всех людей, занятых в этом бизнесе – и хозяев, и работников) социальный статус в коллективе близок к статусу партнеров или совладельцев. Таким образом, столь сильный перекос в зарплате внешне выглядит как нарушение принципа справедливости. Люди, сотрудники предприятия, забывают или не чувствуют, что, зарабатывая больше, хозяин и отвечает больше – фактически всем своим личным имуществом в отличие от них.
- На маленьком предприятии никто не может зарабатывать столько, сколько хозяин. И ему отдано право решающего голоса, так же как и право на волюнтаризм в этом вопросе.
- Справедливость на таком предприятии может быть восстановлена, если предприятие будет создано как семейное.
- В связи с описанной ситуаций приходят на ум афоризмы. Например: “Ребята, пулемета я вам не дам” (из к/ф “Белое солнце пустыни) – как метафора отказа хозяина платить работникам много, или хотя бы столько, сколько аналогичная работа стоит на рынке труда. Или другой афоризм: “У них деньги куры не клюют, а у нас на водку не хватает” (из песни Высоцкого) – по поводу жалоб работников на маленькую оплату труда.
08.01.03. FUTURE. БИОКОМПЬЮТЕР
Совместимость между компьютером и человеческим мозгом – более сложная задача, чем может показаться на первый взгляд; в некоторых моментах – даже философская, т.е. принципиально неразрешимая на предметном уровне.
- По видимому, правильней было бы понемногу “приращивать” к мозгу искусственные технические устройства типа “интеллектуальных усилителей”. То есть, в некотором роде, двигаться путем эволюции. В сущности, это “приращивание” уже и происходит, но пока лишь в культуре, а не в биологии.
03.01.03. PSY. МАКСИМЫ – ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, ЗДОРОВЬЕ
03.01.03. PR. КАЧЕСТВО ДЕНЕГ (“ДЕНЬГИ ПАХНУТ”)
Основное качество денег – собственность, принадлежность их кому-либо, нахождение в собственности. Кроме некоторых исключительных случаев (например, забытых кладов), деньги в каждый момент времени кому-либо принадлежат.
03.01.03.
ДНЕВНИК. ЕЩЕ ПРО ВРЕМЯПервого января, утром, в первый день нового года, я подумал так:
- Выберу часик времени – ведь сегодня выходной, никаких дел и забот нет – и обзвоню всех, поздравлю с Новым Годом!
Черта с два – все время куда-то делось. Почему-то (см. теорию хронофагов).
03.01.03. PR
. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ “О ВРЕМЕНИ, КОТОРОГО НЕТ”Гениальный русский писатель, Федор Михайлович Достоевский, жаловался: “Вот, если бы у меня было время, я мог бы отшлифовывать свои романы до такого же художественного совершенства, как у Льва Толстого!”
01.01.03. PHI
-PSY. ПРАВИЛАОт настоящих правил всегда можно отказаться.
01.01.03. PSY. БАЗИС БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Образно говоря, внутри “я” находится “табуретка”. Погружаясь в бессознательное, мы, в конце концов, приходим к объективному (вещному, предметному) миру. Так, Фриц Перлз говорил, что даже табуретка обладает каким-то уровнем осознания. Предел бесформенного сливается с пределом формализируемого.
29
.12.02. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. ТРЕВОГА – ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМЛюбая мысль, переживание, эмоция, будучи замечена, и тем самым опредмечена может стать источником тревоги – как внешний по отношению к моему беспредметному “я” фактор. И в той мере, в какой этот фактор (предмет) объективируется (находит себе опору в объективном мире, неважно насколько обоснованную с точки зрения истинности) –
тревога превращается в страх; невротический – если он не обоснован, истинный – если обоснован. - Творческая тревога – тревога, что не получится, не успеется, не сделается то, что уже ощущается как “готовое родится”.
28
.12.02. PSY. НОРМА КАК ИСТИНОСТЬНорма в психологии и есть истина. Возможно, как и в других гуманитарных практиках.
28.12.02.
PHI. “В МОМЕНТ ДО”Когда я использую термин “в момент до”, я не имею ввиду некую точку во времени или в пространстве. Речь идет о смысле, об онтологии, о моменте процесса становления, о моменте до явления пространства-времени.
28.12.02. PSY. ХАРАКТЕР
Характер можно определить как ригидную личность. Как маску личности.
27.12.02
HPI. “ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ БОГ”Ученый, совершающий открытие, испытывает трансперсональное переживание, поскольку на какой-то момент реализует в своей жизни “позицию Бога” – как бы сливаясь с источником объективного знания. В этом смысле “объективное знание” отнюдь не бездушно и не жестоко. Образно говоря, оно подавляет так же, как подавляет Бог Отец по сравнению с Богом Сыном, но остается, тем не менее, вполне человечным. (“Гневливым”, как сказал К. Юнг, анализируя иудейский образ Бога Отца – Яхве).
Вообще трансперсональные переживания ценны в человеческой культуре. Можно предположить, что они связаны с высшими достижениями в различных сферах жизни (деятельности). В первую очередь, конечно, в религии, где они выступают в качестве явной системообразующей основы, но и в других областях – в быту, в работе, в политике, в сфере интимных отношений и пр.
- Как сказал Сартр, “человек это желание быть Богом”.
- Конечно, во внешнем, данном, объективном мире Бога нет, но в “моем мире” Он есть, поскольку я и есть Бог (своего мира). Однако стоит мне объективировать, озвучить эту свою позицию перед другими людьми, как для меня останется место только в сумасшедшем доме (предъявить же ее, не озвучивая, не называя, значит стать юродивым) и т.д. – таким образом, я начинаю прорисовывать разные технологии социального статуирования высших переживаний.
- Философия указывает нам прямой путь к “Богу” в иных сферах жизни, нежели религия и церковь.
- Философия суть технология создания, или открытия “Бога”, или понимания условий его существования в “моем мире”.
- “Бог” в данном случае являет собой один из аспектов экстатического переживания неких, в данный момент высших, достижений (данностей) культуры в той или иной сфере жизни (деятельности). Бессмысленно, если не смешно, если не кощунственно, говорить о “Боге” применительно к чувству подъема, который могут испытывать некоторые люди, занимаясь, скажем, приготовлением пищи, но в контексте разговора о философии поварского искусства такая тема не только возможна, но и закономерна.
26.12.02
РЕПЛИКА. ПО СЛЕДАМ ТЕРАКТА В МОСКВЕ. КОНЦЕПЦИЯ ТЕРАКТАГлавный вопрос в противостоянии террористов и общества, - кто победит? Причем, речь идет не о некоей “объективной” победе – кто кого убил, сколько было жертв и т.д. – вещах, которые можно посчитать, но о победе идейной, морально-психологической – кто как себя чувствует? – кто себя ощущает побежденным и кто победителем? Речь идет о некоем “поле взаимопонимания” между противоборствующими сторонами (обществом и боевиками) – поле динамичном, подвижном, меняющемся каждую минуту переговоров и дления ситуации. Отсюда – тактика и стратегия переговоров. Собственно, переговоры и есть главное поле борьбы с обеих сторон, а отнюдь не взрывчатка, патроны, жертвы, жизнь или смерть главарей боевиков, ибо все это запланированный антураж ситуации.
- Вопрос один, который не может решить заранее ни одна сторона, - чья сила духа сильнее? Просто по человечески. Все остальное – от лукаваго.
25.12.02.
PSY. ОСНОВЫ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИОснова телесноориентированной терапии – дихотомия “дух-тело”. С одной стороны телесные ощущения, приятные или неприятные; с другой, по методу свободных ассоциаций, - связанные с ними идеи, образы, впечатления. А посередине находится область собственно психического – осознанные или неосознанные эмоции настроения, установки.
24.12.02. PR.
ТЕРРОРИЗМ КАК ЧЕРТА ГЛОБАЛИЗМА“11 сентября” процесс становления глобализма обрел свое символическое завершение – механизм глобального разрушения (саморазрушения). С глобальной точки зрения, любая страна (или группа стран) действующая без формального согласования с другими странами мира, автоматически попадает в разряд террористических – что называется, по-определению. В этом смысле судьба Америки, затеявшей войну в Ираком, незавидна. Результат этой войны может оказаться для США на порядок более разрушительным, чем результат войны во Вьетнаме. Независимо от того, выиграют американцы ее или проиграет. Они потеряют роль мирового стратегического лидера; роль стратега глобализации.
- Единственный выход – не начинать.
23.12.02. PHI
-PSY. “СТРЕЛА ВРЕМЕНИ”Где-то в психологической литературе мне попалось описание “стрелы времени”, как линии, проходящей слева направо – из левой руки в правую, если их развести в разные стороны. Это описание удивило меня, поскольку я ощущаю время (если представлять его как линию) совершенно иначе, – как стрелу, проходящую через меня сзади наперед, от затылка к глазам – в направлении прямого взгляда.
22.12.02. PHI
. МЕСТО “Я”В каком конкретно месте находится мое “я”? Сию секунду, что ему соответствует в объективном мире? – Мысль, соответствующая импульсу в нейроне коры головного мозга? Или возбуждение в сети нейронов? Или состояние в данный момент времени всего головного мозга в целом? – Поскольку возбуждение в сети нейронов зависит от функционирования всего мозга
– подачи кислорода, химических веществ, возбуждения прочих структур в других частях мозга и т.д. Или – от общего состояния моего тела? – Поскольку оно обеспечивает работу мозга и т.д. …Итак, я последовательно идентифицирую мое “я” с мыслью – импульсом – нейроном – мозгом – телом… Что дальше? – Биосфера, земля, космос, вселенная… Дальше? – Культура? (Ноосфера?) Философия? Вера? – Я возвращаюсь к тому, с чего начал, - к себе, к своему “я”.
21.12.02.
PSY. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТАКак утилизовать “сопротивление”? “Сопротивление” нужно, может быть даже абсолютно необходимо, в психотерапевтической технологии, для того, чтобы, по словам Милтона Эриксона, установить контакт с клиентом; а, выражаясь проще, - “овладеть им”, взять полностью под контроль начальные взаимоотношения с ним.
Вообразим себе некую типовую ситуацию. Человек приходит к психотерапевту в плену своих иллюзий – и тот, вместо того, чтобы как-либо начать развеивать их (бороться с “сопротивлением”), входит в этот иллюзорный мир в качестве некоего Господа Бога, который способен разрешить все проблемы. И он, в процессе начального общения, действительно дает доказательства своей “божественной” силы, – поскольку в действительности солидарен с, так называемым, нормальным ядром личности человека – настоящим Богом в душе пациента. Таким образом, клиент оказывается в ловушке, – отказ от услуг терапевта для него становится равносильным отказу от самого себя, и в частности, – столь дорогих для него иллюзий. Следовательно, он должен работать –
действительно решать свои проблемы, выполнять свою часть божественного предназначения человека – в параллель с работой психотерапевта.
20.12.02. PSY-PHI
. ОКОЛО ХОРНИ. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ. К КОНЦЕПЦИИ “НИЧТО”Как я понимаю, истинная личность по Фрейду явлена нам лишь в одной-единственной ситуации – ситуации реализации метода “свободных ассоциаций”, основной психоаналитической процедуре. В этих ассоциациях, причем на любой стадии, уже явлены все психические структуры и силы, которые предстоит выяснить (проанализировать, понять смысл) терапевту совместно с пациентом.
“Поток свободных ассоциаций” или “котел свободных ассоциаций” и есть истинный человек, истинное в человеке, истинная личность по Фрейду. Но это не личность по определению! Не личность как нечто определенное, завершенное, данное как структура; наделенное своим мировоззрением, мироощущением, жизненными принципами, характером, опытом, реакциями и пр. “Личность свободных ассоциаций” (но не личность явленная в свободных ассоциациях) данная как таковая – это ничто. Это тот хаос, дао, ом – “ничто” в пределе, о котором говорят буддисты и мастера дзен.
19.12.02.
PSY. ОКОЛО ХОРНИ. СИЛЫ НЕВРОЗАНевроз базируется на многих причинах. В том числе, на страхе мотивации и страхе стимуляции:
- Страх мотивации – не получить того, что хочешь получить.
- Страх стимуляции – боязнь подвергнуться наказанию за проступок – нарушение неких правил и, внутренне, соответствующих принципов.
Страхи мотивации могут быть разных уровней, по Маслоу, - витальные (низшие; например, не съесть чего-то вкусненького), социальные (непризнание), духовные (невозможность самореализации). Уровни страхов стимуляции можно обозначить с позиции экзистенциального подхода – страхи духовные (перед данностями бытия; высшие), житейские (бытовые), биологические.
18.12.02.
PSY. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД“Экзистенциальные данности бытия” даны только в объективном мире, в котором все человечество весит не более веса одной элементарной частицы. Но “дома”, в мире одухотворенном человеческой субъективностью, это, конечно, не так – здесь просто нет феномена “экзистенциальных данностей”.
17.12.02.
PR. ОРГКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ИНСТРУМЕНТЫ КОНСАЛТИНГАВ какой момент начальник может понять, что им манипулируют его подчиненные? – В тот момент, когда он поймет, что может “полностью положиться” на кого-то из них; когда у него появится чувство надежности в стратегическом поведении кого-то из его сотрудников; когда он, глядя на кого-либо, поймет, что “можно расслабиться
”…
16.12.02.
PSY. СНОВА О СОПРОТИВЛЕНИИЕсли сопротивление, подобно неврозу, это “роза с шипами”, то задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, когда пациент может (при поддержке терапевта) получить “розу без шипов”. Ибо, в конце концов, “роза” суть чистая данность “я” человека. Задача в том, чтобы разблокировать “я” и “образ-я” - почувствовать динамику взаимопорождения двух этих структур – интуиции и логики, спонтанности и расчета, и т.д.