"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
28.09.02. PSY. ОПЫТ М.Э. МГНОВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ТВОРЕЦ МИРА
М.Э. говорит о невозможности достижения мгновенного результата в психотерапии (как правило). В то же время, его "полный контакт" (полное взаимопонимание, - ЛЖ) с пациентом, достигаемый сразу же (на первом приеме), уже и есть этот самый "мгновенный результат"! - Небольшой его элемент, первый шаг.- Опора на Другого (в данном случае, - на психотерапевта) есть маленькая часть большой силы - опоры на мир, на все, что есть (бытие как таковое) - и в конечном счете - "на себя" как субъекта, ответственного за все бытие; творца мира. - Психотерапевт помогает, но действует сам пациент! Он и только он. С того момента, как почувствовал помощь. Действительно, как правило, невозможен мгновенный результат как большое действие, но возможен результат как часть этого большого действия. Когда говорят о мгновенном результате как большом действии, как "чудесном исцелении", имеют ввиду большой инсайт (который начинает действовать с момента прозрения, но достигает результата - перестройки личности - значительно позже; поскольку нужно перелопатить большой объем опыта).
27.09.02. PSY. СОПРОТИВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА
У всякого живого человека всегда есть впереди перспектива, которую я обозначил бы словами "еще лучше".- Всегда есть возможность развития и развития более быстрого, чем имеется. - Сопротивление - это фактор, препятствующий развитию, останавливающий его. Очевидно, что вслед за идентифицированным сопротивлением идет - неидентифицированное, то, которое еще только предстоит установить, прояснить; вслед за преодолеваемым - нарождающееся. Это процесс становления. - И единственный способ определить сопротивление - вступить в контакт с другим человеком. Идентификация сопротивления возможна только через Другого. Поскольку сопротивление это межличностное явление и психотерапевт принимает в нем такое же участие, как и пациент (но с другой стороны). - Вопрос в том, почему мы не развиваемся так быстро, как могли бы?
26.09.02. PR. ИНФОРМАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Информация в экономике - это элемент силы. Силу, в данном случае, можно рассматривать как невещественный эквивалент материи (по аналогии с дихотомией: духовное - материальное; или по аналогии с энергией в физике). Материальный носитель ("тело") информации (силы) не важен; важны принадлежность (или степень принадлежности, сила принадлежности) данной информации субъекту экономической деятельности.Так, в деньгах важна не сама купюра, а ее номинал. Как говорится, "важны не деньги, а их количество". И, продолжая пословицу далее, - не количество денег, а кому они принадлежат.
25.09.02. PHI-PR. ПРОБЛЕМА ПРАКТИКИ
Время это единственная проблема практического разума. Проблема в том, что времени никогда не хватает.- Практически, проблема в том, что времени никогда не хватает, как бы не были велики прочие материальные ресурсы - финансы, недвижимость, оборудование, объем власти… Все все-равно сходится в одну точку - к человеку - сознанию - моменту, который всегда слишком мал для того, чтобы принять правильное, всеобъемлющее решение. Хотя иногда, в субъективной сфере искусства, это удается.
24.09.02. PHI. РИТУАЛ МЫСЛИ
Мысль ритуальна. В ней нет никакого практического смысла; никакого опыта, практики, бытия - она вся вне бытия, как чистое его условие. Мышление - служение, обряд. Это чистое утверждение достоинства человека. Мыслители, поэты, художники, "ловцы душ" тратят на это служение жизнь.Это та работа, которая, по определению не стоит ничего.
23.09.02. РЕПЛИКА. PSY. ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
Расстояние между человеком и шимпанзе значительно больше тех трех или пяти процентов, на которые различаются их геномы. Оно сравнимо с расстоянием между бытием и ничто.22.09.02. PSY. ПРИРОДА СОЗНАНИЯ (СТРУКТУРА)
Сознание - подсознание - коллективное бессознательное - сфера синхронизации (логично назвать эту область - "природное бессознательное").В обозначенной цепочке смешана терминология Фрейда и Юнга. Если добавить сюда взгляды М. Эриксона, то между подсознанием и коллективным бессознательным можно поставить просто "бессознательное" (я бы назвал эту область сферой "личностного бессознательного" или "личностного подсознания"; в отличие от "эго-подсознания" Фрейда).
Итак, окончательный вариант цепочки: Сознание - подсознание - бессознательное - коллективное бессознательное - природное бессознательное.
С философской точки зрения "природное бессознательное" - это результат предельной глубины феноменологической редукции.
21.09.02. PSY. "ПРОСТО СДЕЛАЙ ЭТО!"
Планирую, анализирую, структурирую, классифицирую, размышляю и строю теории я вполне сознательно, но само действие, поступок, коему служат мои размышления, совершается уже в сфере бессознательного. Принятие решение - это механизм запуска бессознательного. Это перевод сознания в подсознание. В решении, независимо от того, готовился я к нему или нет, уже содержится и цель, и способ ее достижения, и планируемый опыт; и все это может отличаться от соответствующих сознательных ожиданий.Ригидное поведение разводит опыт и теорию, порождая проблемы адекватности и эффективности; гармоничное - объединяет.
Совершенство состоит в гармонизации отношений между сознанием и бессознательным.
20.09.02. PSY. УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Возбуждение - тревога - страх - панический страх. Либо: тревога - творческая тревога - творчество. Тонус - уровень возбуждения.19.09.02. PSY. ОПЫТ М.Э. ЛИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ
Личность психотерапевта, как его инструмент, проявляется в том, что он способен принять цель пациента как свою собственную. Отбросив при этом в сторону то, что он сам считает правильным. Поскольку общение с пациентом совершается не путем формулирования мыслей, но путем совершаемых действий. Именно личностные мотивы позволяют "преодолевать себя", отказываться от своих ожиданий, что называется "без вреда для здоровья", а наоборот, - с пользой, ибо "отказываясь от себя" личность растет.17.09.02. PSY-PHI. ОТВЕТ НА ВОПРОС: ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Психическая реальность не является физической реальностью. Это так просто! Психическая реальность - это чувства, эмоции, переживания и пр. Например, ощущение покоя, надежности, счастья, тревоги, страха, и т.д. Здесь нет места материальным предметам или, скажем, деньгам - чему-то внешнему. Хотя это, внешнее, может оживить внутреннюю реальность. И наоборот, - настроив себя на определенную внутреннюю реальность, я могу найти внешний эквивалент ее - материальные предметы или, скажем, деньги.Проблема в том, что внутренняя (психическая) реальность всегда связана с внешней, имеет внешний аспект, даже если речь идет о "зеленых человечках". Внутренняя реальность невыразима, хотя переживаема. Между тем, "сознательное мышление" возможно лишь в терминах внешних, предметных, объективных, знаковых представлений. Поэтому, когда мы говорим о внутренней реальности, мы уже говорим о чем-то ином, - о внешней интерпретации! Образно говоря, если следовать Канту, мы говорим о "пространстве и времени", которые уже даны; в отличие от "состояния до" появления этих категорий чувственного восприятия, где вещи существуют "такими, какие они есть сами по себе".
- "Бессознательное мышление" - психический процесс развития переживаний.
Итак, "разбираясь со своей внутренней реальностью", мы создаем себе модель, которая где-то будет работать весьма эффективно для решения "внешних проблем", а где-то не будет срабатывать, или же даже будет работать во вред, если ее будет стимулировать страх - и тогда мы говорим о психическом заболевании.
- В какой мере защиту от экзистенциальных данностей бытия следует рассматривать как нормальное приспособление, а в какой - как болезненную реакцию?
16.09.02. PSY. ЧТО ТАКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?
Ребенок во взрослом это и есть бессознательное. Непосредственное в рассудочном у ребенка это и есть бессознательное. Все это доступно внешнему наблюдению.15.09.02. PSY. ПОЛЬЗА ВМЕСТО УДОБСТВА
Что такое учеба? Что такое тренировка? - Это довольно неприятные, болезненные занятия (процессы); впрочем, в рамках безопасного пространства, поскольку учишься тому, чему уже научились многие другие люди, тренируешь то, что есть.- Если вы причиняете неудобство окружающим вас людям, раздражаете их, НАУЧИТЕСЬ быть такими, какими они хотели бы вас видеть (не неудобными, не раздражающими); научитесь быть полезными им. - Учеба это всегда удовольствие - в результате.
14.09.02. PSY. ОПЫТ МИЛТОНА ЭРИКСОНА. СУТЬ МЕТОДА
- В чем суть метода М. Эриксона? - Ответить точно значит не ответить ничего. А если говорить в общем, я бы сказал - в знании единства и в чувстве единства мира. В том числе, единства всех людей. В том числе, своего единства с пациентом и миром, если в данном случае иметь ввиду окружающую обстановку, все возможные "случайности" и "помехи", которые всегда оказываются "посланными помощь" (в НЛП это называют конгруэнтностью). Таким образом, защита пациента (сопротивление) - это защита терапевта и чтобы понять, как с ней "бороться", вернее как ее обойти, использовать в своих целях (утилизовать), терапевту надо смотреть "внутрь себя". И далее - идти - вдвоем с пациентом. - Впрочем, любая "жемчужина", которую кому-либо удается найти здесь (в опыте Эриксона) тотчас превращается в "раковину" - будучи просто сформулированной, не говоря уж о публикации. - Опыт Милтона Эриксона - это его интуиция. Он все время нов, он неисчерпаем.
13.09.02. PR. ОПРЕДЕЛЕНИЕ PR
PR - это шаманство ХХ века.- Ведь речь идет не только о науке, но и об искусстве; но не просто искусстве, а об искусстве, и по преимуществу об искусстве, прилагаемом к жизни, то есть об определенных взаимоотношениях с тайной. Ибо жизнь, в отличие от науки, таинственна. - "Наука PR" - это алтарь, на котором совершается священнодействие искусства PR.
12.09.02. PSY. ИНФАНТИЛИЗМ
- Инфантилизм - это хорошо, это собственно и есть самая глубинная, биологическая, энергия психики. - Инфантилизм - это хорошо в определенных границах, - в границах системы жизни, адаптированной к правилам социума и условиям внешнего мира. - В противном случае инфантилизм питает неадаптированное поведение, становится основой "сопротивления" и различного рода психических расстройств (от простейших до самых сложных). Но он же остается и единственной точкой опоры в лечении. - Итак, сопротивление - это хорошо.
10.09.02. PSY-PHI. ОПЫТ МИЛТОНА ЭРИКСОНА. ОБЪЕКТИВНОСТЬ, ИСТИННОСТЬ, ОПЫТ
- Когда М. Эриксон говорит об объективном наблюдении, объективном знании, которое шире общих представлений или стандартизированной индивидуальной системы представлений о мире, речь, по сути, идет об истинном знании, - о знании, в котором осознаваемая, рациональная, логическая часть составляет лишь небольшую долю; речь идет об опыте, в котором представлена вся полнота истины как некая тайна. Прикосновение к тайне всегда волнующе и радостно. Я бы назвал "объективное знание" Эриксона философским знанием. Наблюдать, по Эриксону, значит приобщаться к тайне - к пику или плато переживания. - Новый мир нов, потому что в нем видны новые, неизведанные горизонты знаний; в отличие от старого мира, где остается лишь "исправлять некоторые детали фасада". Но времени на такое исправление никогда не хватает, потому что строить новое здание всегда интереснее, чем доделывать старое, и всегда находятся люди, способные убедить в этом большинство научного сообщества. - Куновского "того же самого мира" попросту нет. Мира, который "остался прежним" просто нет. Это иллюзия. Это временная научная картина мира, которая в один момент может измениться, как в голове отдельного человека, так и во всем научном сообществе. - Опыт интереснее знания.
09.09.02. PSY. СОЗНАНИЯ НЕТ
Проблема психологии как науки в том, что она изучает то, чего нет. Сознания нет. Единственный способ обойти этот фундаментальный факт это придумать что-то иное, - подсознание, бессознательное, инстинкты, рефлексы и т.д. - вот вещи, которые поддаются предметному исследованию (науке). Сознаний же, как объективных предметов, существует ровно столько, сколько исследовательских гипотез.
- Сознание это реализованная философия. Но что такое философия?
Сущность человека (человечности) лежит вне предметного бытия, но без него она неопределима. Бытие - это "точка опоры" для сознания, но не более того. Ведь надо с чего-то начать...
08.09.02. PSY. ОПЫТ М.Э. ЛИЧНОСТЬ
Личность находится за границами эго. Но эго нужно, чтобы наметить центр личности, - ее "точку опоры". Это опора на естественное, гармоничное состояние вещей - мира, человека, природы…07.09.02. PR. СЕМИНАР "ИСКУССТВО PR": ПРОБЛЕМНИК - 3 ИНТЕНЦИЯ
Проблема "между властью и толпой" может быть интерпретирована в довольно тривиальной форме, как проблема между:- Развитием и застоем. - Новаторством и ортодоксией. - Сущностным деланием и механическим действием. - И т.д.И, возможно, как любая традиционная "дихотомия": между светом и тьмой, жизнью и смертью и пр.
Первое (условно говоря, - жизнь) дешевле и эффективнее, но требует политической воли (или "предпринимательского риска", если мы говорим об экономике), некоторого усилия, расходования своей жизненной энергии, что всегда связано с определенным неудобством.
Второе (условно говоря, - существование) дороже и надежнее, но требует готовности к подчинению (поскольку является частью "протокола властвования", как в политике, так и в экономике).06.09.02. PR. ОПРЕДЕЛЕНИЕ PR
Public Relations - это психология, опрокинутая в бизнес и политику.05.09.02. PHI. СОЗНАНИЕ
Сознание это реализованная философия. Философия - это очищенное сознание.04.09.02. PSY. ИМИДЖ НЕСОВЕРШЕНСТВА
Когда я подавлен, я могу выделить в себе центр плохого настроения - определенный внутренний образ, имидж, в значительной мере неосознаваемое внутреннее представление о себе. Его формула: я - хороший, добрый, сильный, но обремененный своим почему-то недовольным "эго". Классическое "расщепление личности".03.09.02. PSY-PHI. СТИЛЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
То, что сейчас находится в вашем сознании через минуту может переместиться в сферу бессознательного. Ничто не уходит в никуда. Вопрос сохранности вещей (идей, мыслей, выводов), перемещаемых в бессознательное, это вопрос их надежности, которая дана в их ощущаемой очевидности - вот стиль работы бессознательного. То, что ненадежно, неочевидно будет нечувствительно изменено - отсюда феномен памяти, приукрашивающей события прошлого. В "подсознании" (бессознательном) находится только совершенно гарантированный опыт, достоверный опыт, - опыт, ясный как дважды два, как вещи объективного мира."Подсознание" (по М. Эриксону) это то, на что можно положиться. В "подсознании" нет ничего, что не побывало бы когда-то в сознании. Подсознание и сознание так же едины, как тело и разум. Подсознание - это "тело сознания", бытие мысли, в отличие от ее значения, и здесь неважно, правильна мысль или ошибочна - важно, что она есть; и в этом истина.
- Правота ошибки в том, что она открывает дверь истине.
30.08.02. PSY-PHI. ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗНАНИЕ?
- Теория - это монастырь.Сознание имеет смысл использовать только по высшему его назначению - для осмысления высших истин мира. И в этом же, кстати, и состоит и принцип всех психотерапевтических подходов - прекратить использовать инструмент служения в качестве инструмента налаживания своего быта. Этот перекос приводит к несознаваемому возвеличиванию бытовых проблем, впечатлений, оценок до непреодолимых объективных принципов и высших категорий жизни.
- Нет смысла использовать сознание в быту.Обыденная жизнь и так всегда устроена. Как рассказывал Швейк, ведь "никогда так не было, чтоб ничего не было".
30.08.02. PSY-PHI. ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ
Что такое - учиться? - Это приносить себя в жертву. Это находить, соглашаться и принимать ограничения своей свободы - неприятный, болезненный опыт. Но это и получать удовольствие от использования нового знания, новых умений - прежних "ограничений", которые, в сущности, и есть "я", объективная составляющая моего "я".- Богу надо умереть, чтобы стать человеком.
29.08.02. PSY-PHI. ТАЙНА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
- Каким образом, по словам Куна, мир, в результате научного открытия, "изменяется и все же остается таким же, как и был"? Каким образом в одной (каждой) точке мира может существовать "множество миров" - кантовских "вещей таких, какие они есть сами по себе"? - Потому что есть беспредельно большая область неизвестного, неизведанного, данная нам, однако, целиком и полностью как тайна. Тайной можно владеть, ее можно использовать, но нельзя знать. Это парадоксальное - бессознательное - знание; знание результата, а не цели. Тайна, которую знают - не тайна, это знание, перешедшее из области подсознания в сознание.
28.08.02. РЕПЛИКА. PR. ПРИНЦИП ЭКОНОМИКИ
Больше получает тот, кто работает меньше; кто не делает ничего, - получает все.27.08.02. PSY-PHI. ОПЫТ МИЛТОНА ЭРИКСОНА. КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ
Неважно, какой опыт станет для тебя символическим и неисчерпаемым как метафора бытия и система обучения. Для меня это опыт действия, или, если использовать пример, - опыт целенаправленного передвижения какого-либо предмета с одного места в другое (например, чашки кофе на столе). Существует целый ряд подобных символов у древних японских мастеров дзэн: слово "Нерожденный" Банкэя, палец Гутэя, крик Риндзая, посох Токусана, "Не испытывай иллюзий!" Муго, "Основной иероглиф" Дзуйгана. "Все это, как говорил Банкэй, примеры Великих Дел, олицетворямых каждым настоящим мастером дзэн". Для Милтона Эриксона этим опытом был гипноз, или, скажем, опыт транса. Я бы определил, в категориях своего опыта, эриксоновский транс как стопроцентно результативное действие (или абсолютно надежное действие).26.08.02. PSY. НЕТ ВРЕМЕНИ
Ощущение "нехватки времени" может нечувствительно переходить в чувство "отсутствия будущего" - депрессивную характеристику.23.08.02. PSY. СОПРОТИВЛЕНИЕ
Иногда ловишь себя на ощущении, что ты не можешь сделать что-то очень простое, что нужно сделать, чтобы достичь некоего более сложного результата. Например, достать какую-то вещь, чтобы собрать несколько вещей; что-то посмотреть, чтобы представить себе более полную картину и т.д. Что-то мешает. И не делаешь даже не потому, что отказываешься делать, или не хочешь - т.е. отдаешь себе сознательный отчет что не делаешь. Не делаешь - потому что не сознаешь, что не делаешь, или почти не можешь осознать этого. Просто работает подсознательная установка, направленная против данного действия.Немного похоже на то, когда ждешь, что другой человек что-то сделает для тебя сам по себе, без напоминания (не говоришь, хотя ясно, что надо сказать, чтобы быть точно уверенным, что другой человек сделает то, что тебе надо) - и обижаешься, когда он этого не делает.
22.08.02. PSY-PHI. ОЩУЩЕНИЕ ВОЛШЕБСТВА, УДИВЛЕНИЯ, НОВИЗНЫ, ТАИНСТВЕННОСТИ, ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ…
Рост - это, конечно, новые возможности, опыт новых возможностей, новый опыт, новый уровень владения миром - владения, в котором какое-то время ощутим весь, абсолютный объем власти, и в том числе власти творческой - творящей с нуля новые вещи-миры такие, какие они есть сами по себе.21.08.02. PSY. ФОРМУЛЫ ПОДСОЗНАНИЯ
- Тебе просто не приходит в голову сделать некоторые вещи, которые следовало бы сделать. - Или ты чувствуешь очевидное затруднение по отношению к некоторым совершенно простым и легким действиям.
20.08.02. PHI-PSY. ДИНАМИКА СОЗНАНИЯ-2
Деля мир на "внешний" и "внутренний", мы, в конце концов, приходим к парадоксальному пониманию сознания как феномена внешнего мира. При этом встает вопрос, а кто делит? Внешнее - мир, - и внутреннее - сознание - меняются местами. Таким образом, сознание в основе своей двоично и парадоксально; логично, но невозможно, как рисунки Эшера. Так же, как тело, - будучи феноменом внешнего мира, объективным предметом, принадлежит миру внутреннему.Сознанию нужен партнер (аспект) - "несознание" - подсознание, бессознательное, инстинктивное, "независимое", "объективное", предметное, мир и пр., чтобы было куда спрятаться в тот момент, когда "мир поймает меня".
19.08.02. PSY. ДИРЕКТИВНОСТЬ МАНИПУЛЯЦИИ
Я думаю, что следует говорить не о директивности или недирективности психотерапевтических подходов, а о стиле работы в любом подходе, который может быть либо манипулятивным (что соответствует директивности), либо актуализирующим (что соответствует недирективности). В первом случае мы имеем дело с опорой на технику и теорию - профессиональную механику работы. Во втором, - на творчество и интуицию. Но одно связано с другим и друг без друга невозможно. Таким образом, речь идет лишь об акцентах - о "терапевтоцентрированности" или "клиентоцентрированности" стиля.18.08.02. PSY-PHI. ПОНИМАНИЕ ДРУГОГО
Я понимаю другого лишь для того, чтобы понять, в конце концов, меру непонимания самого себя.16.08.02. PSY-PHI. СЛЕДСТВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ
До середины 2000 года я думал, что достаточно знать причины и следствия, чтобы достигать поставленных целей. Но потом понял, что результат - это не следствие, но именно результат некоего усилия, или стечения обстоятельств или и пр. Хотя, конечно, "задним числом" его можно представить как следствие. Любое искреннее, спонтанное действие можно ретроспективно представить как манипуляцию (и, скорее всего, как "гениальную" манипуляцию, т.к. в ней окажется учтенным бесконечное множество действующих факторов).Результат непредсказуем. Это спонтанная, творческая вещь. Это нечто, что есть, что существует, что дано как истина. В отличие от различных видов лжи, самообмана и иллюзии. Если угодно, - это преднамеренная спонтанность (если речь идет о планируемом результате). Результат есть всегда - в отличие от желаемой цели, которая "достигается вследствие…" и которую можно и не достигнуть (по множеству причин).
Особый случай результативного действия - гипноз. Гипноз - это произвольная спонтанность под руководством оператора (по М. Эриксону).13.08.02. ДНЕВНИК. ВСЕ, ЧТО Я ПИШУ
С точки зрения практической стороны дела, все, что я пишу, я пишу:- для самого себя, - в единственном экземпляре, - и на один раз.Хотя, конечно, очень вероятно, что что-то из сказанного будет резонировать с размышлениями другого человека - читателя.
12.08.02. РЕПЛИКА. КАК СОХРАНИТЬ ДЕНЬГИ
Иногда мне кажется, что единственный способ сохранить деньги - это не иметь их.09.08.02. PHI-PSY. ОЧЕВИДНОСТЬ КАК БАЗИС ЛОГИКИ
Гармония, красота, совершенство - это очевидность на более низких (или более высоких?) уровнях абстракции, чем очевидность аксиомы. Гений способен показать очевидность быта. Очевидность - интуитивный базис рациональности (логики, абстракции).Очевидность не рациональная, не интеллектуальна, не логична. Это то, что есть. Это то, что есть, потому что есть. Это базис логики.
05.08.02. PSY-PHI. ИНСТИНКТ АБСТРАГИРОВАНИЯ
Восходя по "лестнице Маслоу", мы спускаемся к сущности, - самой инстинктивной, самой базовой потребности человека - к свободе. От инстинкта к высшим уровням абстракции. Потребность в свободе входит в пакет потребностей самоактулизированного человека. Это самая "слабая", самая трудноразличимая, самая "тихая" потребность. Но и самая неотвязная, самая фундаментальная, нарушения в которой приводит к целому комплексу прочих психических, функциональных и органических нарушений в организме.15.07.02. PHI. ОКОЛО КАСТАНЕДЫ. "ПУТЬ"
Человек может двигаться по своему "пути" двумя способами - ожидая и действуя. В сущности, ожидание тоже действие, требующее определенного напряжения. В противоположность ожиданию, моменты действия - это те моменты жизни, который писатель Юрий Трифонов назвал судьбоносными.Увы, большая часть жизни проходит в ожидании, во время которого человек, по словам дона Хуана, занимается "контролируемой глупостью" (разумеется, если это "человек знания"). "Контролируемая глупость" - совершение действий, не обладающих никаким смыслом сверх значения ритуала обыденного поведения, нейтральные, пустые, как "проходные стихи" (термин профессиональных советских поэтов). При этом судьбоносным действием может стать что угодно. Для японского мастера дзен Банкэя таким действием стал плевок на стену хижины, где он жил.