"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
18.12.01. PSY. КОНГРУЭНТНОСТЬ (НЛП)
Конгруэнтность Р. Бэндлера и Д. Гриндера - это реализация принципа единства реакций, когда я способен воспринять реагирование (реакцию, ответ на мое действие) Другого, как свою собственную. Иначе говоря, реакция Другого суть моя реакция. И вообще, все, что ко мне пришло, суть мое. (Включая и случайные события физического мира и пр.)При этом вопрос, зачем? - не стоит, снят. Мне не надо разбираться, зачем мне дана та или иная реакция, то или иное событие - она (оно) дано и точка, это моя собственность, моя часть и т.д. Стоит вопрос, что дальше? Не вопрос оправдания, но вопрос развития. Что дальше? А дальше - замешательство, пауза и движение. Движение к развитию или регрессии, созиданию или разрушению. Или, вне оценочных категорий, - просто движение.
Движение вперед, как ответ на новый вызов.В этом контексте, действительно, вопрос восприятия становится необычайно важным, так как напрямую связан с вопросом движения (развития) и, в конечном счете, с такими вещами как успех, выживание и конкурентные преимущества. Фоном вопроса, что дальше, служит вопрос, что я воспринимаю, а что нет? Что вижу, слышу, ощущаю, а что нет? И почему? И как расширить сферу моего восприятия? (Вообще-то эти вопросы можно интерпретировать как биологические, или входящие в компетенцию такого направления исследований как биополитика).
Таким образом, увеличение богатства восприятия связано с увеличением количества выборов, т.е. с увеличением свободы человека, т.е. с его достоинством и статусом в мире.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОЧНОМ СЕМИНАРЕ "ИСКУССТВО PUBLIC RELATIONS"
Сегодня, во вторник, 18.12.01 У нас в гостях Александр САМАРЦЕВ, журналист, специалист по PR.ИЗВИНЕНИЯ
Я прошу извинить за позднюю рассылку информации о работе Семинара. Это, несомненно, представляет неудобство для тех, кто хочет лишь ИНОГДА участвовать в его работе. Поскольку в настоящее время мы рассматриваем возможности привлечения большего внимания к семинару, я надеюсь, в ближайшее время (в феврале?) этот недостаток будет исправлен.11.12.01. (11.12.01). PSY. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
В каждый момент времени у меня есть выбор между более масштабными и менее масштабными делами. Вопрос, почему, как правило, я выбираю менее масштабные дела? - Потому что того требует текущая ситуация - необходимость заработать денег, обслужить клиента, выполнить данное кому-то обязательство и т.д. Но, кроме того, подсознательно, - потому что менее масштабное дело проще сделать, оно требует меньше усилий, меньше энергии. Оно в большей мере механическое и в меньшей - творческое. При этом я меньше говорю слово "нет" и себе, и другим людям.Итак, планируя свои дела - свое время - свою жизнь, великие дела я задвигаю в будущее, а более мелкие, приземленные, ставлю в настоящее. Я выстраиваю иерархию дел и ставлю себя в этой иерархии не на вершину, а где-то посередине, лишь намечая вектор движения вверх. И вообще-то неизвестно, доберусь ли я когда-нибудь до тех, видимых мне, целей (дел) ради которых, как я полагаю, я был рожден. Большие дела рискованны по большому счету.
А вместе с тем, парадоксальным образом, занявшись "большими делами", обнаруживаешь, что какие-то мелкие бытовые обязательства (например, перед своими близкими; например, сходить в магазин, помыть посуду…) несут не меньшую смысловую нагрузку, чем сочинение гениального произведения искусства или, скажем, переговоры, в которых решаются судьбы мира и пр.08.12.01. PSY-LVD. ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО PR
Развитие искусства - это развитие рефлексии человеческого "я". В терминах НЛП - создание все более общих (или глубоких) суппрепозиций. Отличие художника от ученого в том, что один работает "красками", а другой "терминами". Писатель создает картину, а ученый - объяснительную систему. "Пиарщик" создает мнение - более или менее научное, более или менее целостное (образное, художественное).07.12.01. PSY-PHY. СМЫСЛ ВОЙНЫ
Победитель берет на себя двойное обязательство - за себя и за своего поверженного противника. Поскольку, в конечном счете, в метаконтексте человеческого бытия и тот и другой идут к одной цели. Вопрос и базис смысла войны, - как идти? Каким путем достигать цели? В результате дело (победу или поражение) решают убежденность и случай. Убежденность - внутренняя энергичность, неутомимость, неукротимость (по Джеку Лондону). И случай, работающий на "меньшинство".Побежденному легче - ему уже больше ничего не надо делать, его путь окончен, он бросился на амбразуру, он сделал все, что мог. Остающемуся - победителю - труднее, - теперь он должен воспринять веру своего противника и реализовать ее в контексте своей парадигмы мира, - если, разумеется, хочет и далее оставаться "на коне".
PSY-PHY. "ПУШЕЧНОЕ МЯСО"
Если уж говорить о стратегии войны, как основе жизненной философии, то следует признать, что, как правило, в текущих ситуациях сталкиваешься не с врагом, а с "пушечным мясом" - простыми исполнителями, которые, не ведая, что творят, работают либо на моего врага, либо на меня. "Пушечное мясо" используют. "Пушечное мясо" - это та категория людей, которая позволяет "ходить по головам" и, более того, - ждет такого отношения к себе. И либо молчит, либо злорадствует, видя соответственно успех или поражение своего хозяина или врага хозяина. "Пушечное мясо" немилосердно как сама природа.PSY-PR. КРАСНЫЙ ДИРЕКТОР - АМБИВАЛЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ
Красный директор поступает по-советски, голосуя за демократического президента (например, за Ельцина), так как следует партийной дисциплине - голосовать за начальника. И вместе с тем, он голосует "за демократию" - за Ельцина же ведь! Это позволяет ему дисциплинированно хаять "дерьмократию" - свобода!PSY-PHY. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. КОММЕНТАРИЙ К ЕВАНГЕЛИЮ - Не введи нас во искушение, Но избави нас от лукаваго. На эту формулу обратил внимание еще К. Юнг. Очень хитрая формула, совмещающая в себе амбивалентность человека и парадоксальность мира. Можно сказать, что в ней выражена вся структура мира.
"Не введи" - психологически работает, как скрытая команда - "введи". Но, введя, - "избави нас". Т.е. сначала на пустом месте создать "лукаваго", а затем избавиться от него, не трогая его. Стать пустым (здесь христианский подход смыкается с буддистским).
PSY-PHY. СТЕПЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ
Чувства и цели - эмоция и произвол - реальность и иллюзия. Произвольную цель или план, которые не претворяются в реальную действительность, можно с полным основанием назвать иллюзией. И наоборот, вещи объективного мира можно рассматривать как результаты реализации чьих-то целей и планов. Реальность и иллюзия связаны между собой так же, как чувство и логика. Если я полагаю, что у меня может быть чувство вины, то можно, с уверенностью предположить, что оно у меня уже есть (в той или иной мере, в той или иной форме). Таким образом, я могу произвольно сконструировать чувство. Аналогично может быть сконструирована цель. Чувство - опыт, бытие. Логика - цель, план. Вот основа представления о бытии как произвольном акте творящего сознания.02.12.01, Информация об очном семинаре "Искусство Public Relations"
вторник, 04 декабря Обсуждение текущих проектов Института02.12.01. (30.11.01). PHY-PSY. "ХАОС".
Определение. "Хаос" - вторая стадия развития группы: эмоциональное возбуждение; проблема взаимного приятия (группового разнообразия) углубляется; на передний план выступают вопросы власти и принятия решений; каждый участник исполняет свой "коронный номер"; частая смена лидеров ("фасилитаторов" процесса); говорят "молчуны" (меньшинство вербализирует свои потребности). КОНТР-ЗАВИСМОСТЬ.Ситуация "хаоса" для группы, коей являлось древнеиерусалимское общество, описана в Евангелии. Начался этот процесс с момента "предательства" Иуды и закончился в момент "смерти" Христа.
Три сценария - мира, войны и жертвы - чередуются, последовательно разворачиваются во времени и звучат слитно, как во всем евангелическом сценарии в целом, так и в отдельных его эпизодах.И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами - Вот почему нам ночь страшна. (Кажется так? у Тютчева)
02.12.01. (02.12.01). PHY. ИГРА - ПРОСТРАНСТВО ПСИХИКИ
По аналогии с "Безопасным пространством", объединяющим зоны комфорта и дискомфорта, можно ввести представления о "Проблемном" и "Открытом" пространствах. Обозначим - пока - эти названия, никак не входя в их содержание.Метафора-определение. Некоторый образ психических пространств дает представление о комнате. Если эта комната - мой дом, то я могу безопасно для себя сделать какую-либо вещь, которую я обычно не делаю даже дома, например, громко крикнуть, раздеться до гола и т.д. И, пройдя через некий дискомфорт в начальной стадии, снова ощутить чувство комфорта, т.е. опираясь на Безопасное пространство, я расширяю свою Зону комфорта.
Игра - новые определения. Теперь посмотрим, что произойдет, если в этом пространстве - комнате (доме) - выключить свет. Вариант-1: светлая комната, в которой видно где, что стоит и которая позволяет планировать свои действия и получать предсказуемый во всем пространстве результат. Вариант-2: темная комната, в которой надо в любом случае надо действовать чрезвычайно осторожно с точки зрения, как достижения цели, так и просто безопасного действия как такового. Темная и светлая комната - проблемное и открытое пространство, - что чему соответствует? Семантически - Открытое пространство - незамкнутое пространство. В некотором смысле отсутствие света в комнате можно рассматривать как размыкание ее границ, т.к. они перестают быть видимы физически. С другой стороны, по внутреннему ощущению - темная комната сковывает, в отличие от светлой, которая открывает возможности для действия. И т.д.Вариант смысла: светлая комната превратилась в темную комнату, - у меня появились проблемы, Безопасное пространство, оставаясь таковым (домом), стало также Проблемным пространством.
PHY-LVD. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Аналог "Безопасного пространства" в литературе - контекст - вещь, позволяющая в полном объеме понимать то, что дано лишь намеком, штрихом… Пока контекст до конца не ясен, всегда есть опасность неправильного понимания.PHY. ПРОСТРАНСТВО ПСИХИКИ
Проблемное пространство - пространство как таковое - видимое для одних и не видимое для других - названное. Оно может быть как открытым, так и безопасным.Открытое пространство - пространство видимое для того, чтобы в него можно было ступить, но недостаточно освоенное для того, чтобы в нем безопасно и гарантированно двигаться. В связи с таким взглядом, вспоминается фраза Ленина: "Надо ввязаться в драку, а там посмотрим".
Возможно три эти пространства - открытое, проблемное и безопасное - можно рассматривать как три координаты одной и той же вещи - назовем ее Психическим пространством (или объемом психики). При этом психику можно отождествить с действительностью. Одно (Проблемное пространство) выражает иллюзорную часть действительности (желания, мечты, фантазии), другое (Открытое пространство) - рациональную часть (логика, планирование, объективность), а третье (Безопасное пространство) - волю к действию, возможности преобразования или трансформации действительности (заряд энергии, спонтанность, чувство момента).26.11.01, Информация об очном семинаре "Искусство Public Relations"
вторник, 27 ноября Юрий СЛОНОВСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ АДВОКАТА В УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ- Адвокат, как субъект уголовного процесса. - Основы методики работы защитника в уголовном процессе: - Знание уголовного права. - Фактические данные. - Психология. - Факультативные знания. - Анализ доказательств и правовой позиции. - Язык, письменная и устная речь.Юрий СЛОНОВСКИЙ, адвокат Центральной юридической консультации Московской областной коллегии адвокатов, старший преподаватель Московского экономико-правового института. Автор книги "Встать, суд идет" - учебного пособия по уголовному праву, и ряда публикаций в периодической печати. Автор книги "Процессуальное положение и основы методики работы адвоката в уголовном деле".
11.11.01. (21.09.01). PR-PSY. МАКСИМЫ
1. Холизм создает условия для прагматизма. 2. Жесткий подход требует точного расчета.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОЧНОМ СЕМИНАРЕ "ИСКУССТВО PUBLIC RELATIONS"
Что было и что будет.ОЧЕРЕДНОЙ СЕМИНАР СОСТОИТСЯ НЕ В МОЛОДЕЖНОМ КЛУБЕ "ФОРПОСТ", А В МДМ - МОСКОВСКОМ ДВОРЦЕ МОЛОДЕЖИ!!!(Проезд: см. ниже)
БУДЕТ: вторник, 13 ноября Борис РОДОМАН "Наука как социально-психологический феномен"
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Наука как социальный институт - хрупкая надстройка над огромным, большей частью невидимым зданием; вершина айсберга, результат исторического развития не только Европы, но и той отдельной страны, того региона, где данное научное учреждение находится. Наука требует для своего функционирования зрелого и свободного общества. Географически она сконцентрирована в немногих точках Земли в большей степени, нежели любой другой культурный феномен.Наука прирастает не столько стремлениями ученых к целям, сколько методом этичного реагирования. Как уже говорилось, ученый реагирует на поступающую к нему информацию по обычаю, установившемуся в научном сообществе и заданному классическими образцами настоящих ученых, наших предшественников, В данном случае этика понимается в широком смысле - не только профессиональное поведение с коллегами, но и сами научные методы, включая логику - эту этику рационального мышления.
Фундаментальные понятия современности - гуманизм, окружающая среда, ноосфера, экология, культура - мельчают, опошляются, выхолащиваются, подвергаются ведомственным, технократическим, бюрократическим, популистским извращениям, если они не обеспечены золотым запасом научной этики, если образцы их употребления не задают, не поддерживают своим личным влиянием ученые с высоким морально-этическим уровнем сознания.Представленный нами потрет чистой и настоящей науки был многократно осквернен и тоталитарным государством, и рыночными обычаями, но он все-таки сохраняет свою привлекательность и еще может служить иконой, хотя в значительной степени архаичной, уходящей в прошлое. Ничто не вечно, и есть основания думать, что классическая наука как морально-этическая система исторически преходяща, и продолжительность ее жизни не так уж и велика: понадобились какие-то 300 - 350 лет, чтобы доиндустриальное средневековое состояние сменилось постиндустриальным, быть может, не менее темным и варварским. В конце XX в. строгие прежние этические стандарты научной деятельности, по-видимому, исчезают, наука теряет свою автономию, авторитет, сакральность и растворяется в Мировом океане общедоступной информации, где истина и ложь перемешаны. Сказанное мной о науке, возможно, похоже на некролог, но, подводя итоги уходящему веку, мы должны ясно представлять, кого мы сегодня хороним или пытаемся реанимировать и какое моральное наследие, полученное от классической науки, хотим сохранять для третьего тысячелетия.
Борис РОДОМАН, доктор географических наук, (теоретическая география, экология человека), профессор Университета Российской академии образования, ст.н.с. Московского института развития образовательных систем (МИРОС), автор 220 опубликованных научных и научно-популярных сочинений. Монография: "Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии", Смоленск, Ойкумена, 2000 г.БЫЛО: 30 октября Игорь СТЕПАНИЩИВ "Гуманитарные основы экологического образования" - Текст выступления И. Степанищева имеется в Институте и может быть выслан по Вашей просьбе (бесплатно).
ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Психологические механизмы образования и решение проблем экологического обучения 1. Основная проблема образования - это противоречие между методами обучения и принципами образования. 2. Информационное эрзац-образование как противоположность образованию классическому. 3. Механизм создания устойчивых образов новых знаний. 4. Что подвигает человека на различные поступки? 5. Особенности взаимного влияния учителя и ученика. 6. Классический менталитет экологического обучения. 7. "Созидание" и "разрушение" в эмоциональной сфере человека. 8. "Мужской" и "женский" типы преподавания. 9. Может ли человек "не гадить"? 10. Гуманизация человека - самое "простое" решение экологических проблем. 11. Методы экологического обучения учителей и вредителей.Игорь СТЕПАНИЩИВ, специалист по изучению психо-физических явлений. Исследовал духовные практики старообрядцев и алтайских шаманов. Создал ряд обучающих программ, использующих скрытые резервы психики человека. Занимается преподавательской деятельностью, руководитель проектов, связанных с малоизученными явлениями в области психики и духовных практик.
Информация об очном семинаре, вторник, 16 октября, Игорь СТЕПАНИЩИВ
"ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"Психологические механизмы образования и решение проблем экологического обучения 1. Основная проблема образования - это противоречие между методами обучения и принципами образования. 2. Информационное эрзац-образование как противоположность образованию классическому. 3. Механизм создания устойчивых образов новых знаний. 4. Что подвигает человека на различные поступки? 5. Особенности взаимного влияния учителя и ученика. 6. Классический менталитет экологического обучения. 7. "Созидание" и "разрушение" в эмоциональной сфере человека. 8. "Мужской" и "женский" типы преподавания. 9. Может ли человек "не гадить"? 10. Гуманизация человека - самое "простое" решение экологических проблем. 11. Методы экологического обучения учителей и вредителей.
БЫЛО: вторник, 09 октября Игорь БОРОДИН "Психологические аспекты эффективности групповой деятельности"- Текст выступления И. Бородина имеется в Институте и может быть выслан по Вашей просьбе (бесплатно).
ОЧНАЯ ФОРМА СЕМИНАРА "ИСКУССТВО PUBLIC RELATIONS" КАЖДЫЙ ВТОРНИК с 17.00 до 19.00. БЕСПЛАТНО
Телефон Семинара: 248 1990 Адрес Семинара: Хамовнический вал, дом 28, ФОРПОСТ. Телефон для справок о том, как пройти (вахтер Форпоста): 242 1654 Проезд: м. Спортивная, выход к Стадиону им. Ленина, налево 3-й дом (мимо гостиницы "Юность"), вход с Хамовнического вала (а не со двора), во вторую от метро дверь с вывеской ФОРПОСТ (маленькая синяя вывеска с московским гербом над дверью).