"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
15.12.02.
PSY. “БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ”. МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ“Бессознательный ум” Эриксона – это образ нормы, принципиально нормальное (естественное) ядро личности каждого человека. Это состояние гармонии, силы, уверенности в себе, спонтанности, чувства открытия мира и себя, радости учебы и умения, радости получения результата…Но этот же ум в форме подсознания (фрейдовского) реализует невротические паттерны, поскольку его (бессознательного ума) мир ограничен сознанием. Сознание, так или иначе интерпретирующее внешний мир, является для “бессознательного ума” единственным сенсорным источником об этом мире (отнюдь не органы чувств). Отсюда общий метод психотерапии (и М.Э. в том числе) – ограничить сферу сознания, поставить возможностям интерпретации границы, соединив таким образом “бессознательный ум”
с чувственным восприятием, исключить из этого восприятия воображение – гипнотическую часть реальности.“Бессознательный ум” – это обозначение другой реальности, - истинной, в отличие от данной. Данную реальность мы начинаем считать несущественной? или гипнотической, и уходим в ту область, которая объемлет эту и управляет ею.
14.12.02.
PSY. PSY-PHI. ПРАВИЛА КАК НОРМЫ МАНИПУЛЯЦИИМы не можем избавиться от отношения к другому как Другому. Это плоскость эстетического отношения людей (Бахтин). Взаимодействуя с другими людьми, мы не можем не манипулировать ими. Но мы можем договориться о правилах этого взаимодействия (взаимных манипуляций) или же, для начала, – договориться о регламенте. Таким образом, все манипуляции можно разделить на законные (легальные) и незаконные.
13.12.02.
PSY. ОКОЛО ХОРНИ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКАПриписывая другим людям те, или иные качества (пусть даже более или менее соответствующие действительному положению вещей), я, в сущности, создаю их. Так же, как другие люди создают меня; и в том числе, как я сам создаю себя (занимаясь самоанализом).
Процесс создания и разрушения “невротических личностей” (искусственных образов себя, имиджей) непрерывен. Болезнь – нарушение этого процесса, например, остановка.
12.12.02.
PHI. ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗНАНИЯЗнание можно ощущать как истинное, правдивое, очевидное, ложное, данное, имеющееся, всеобщее и т.д., и т.п.
11.12.02.
PSY. ОКОЛО ХОРНИ. “УШИ НЕВРОЗА”Психоанализ помогает найти “уши” невротических личностей (установок), скрытых в подсознании. И вытащить эти скрытые установки на Свет Божий. Опасная процедура, если не полагаться на мудрость еще более глубоко расположенного эриксоновского “бессознательного ума”. Впрочем, и тут, пожалуй, не следует забывать об угрозе, исходящей от юнговского “коллективного бессознательного”. И т.д.
10.12.02.
PSY. ИСТИНА ПСИХОАНАЛИТИКАСкажи мне, каковы твои жизненные принципы, и я скажу, кто ты.
10.12.02. PSY-PHI. ?
Чем отличаются проблемы болезни от проблем личностного роста? Отличаются ли вообще чем-либо? Вообще, можно ли их сравнивать, ставить в один ряд? Если решение проблем часто сопровождается ростом, то должен ли рост сопровождаться решением проблем? В чем качество проблем роста по сравнению с качеством проблем болезни?
- Вначале было Слово. А потом появились проблемы. Проблемы появились ровно с того момента, как Слово стало быть. Какие?
09.12.02.
PSY. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОБИДАОбида ребенка естественна; обида взрослого – искусственна, - мы анализируем ее, чтобы найти истоки, причины, подсознательные невротические установки. Но почему я лишен права обижаться по-детски?
- А ведь никаких других эмоций, кроме детских у нормального человека нет!
08.12.02. PSY. TRIVIAL
Для того чтобы действовать, надо создать иллюзию – “образ себя” (имидж), который может быть выражен, в том числе, в форме плана, намерения, желания, цели и пр. Это происходит как рационально, так и бессознательно. Снятие иллюзии прекращает целенаправленное действие – “мысль губит действие” (Шекспир). Итак, имеем тривиальный вывод, – чтобы чего-то достигнуть, надо к этому должным образом подготовиться.
- Мастера дзен предлагают стратегию недеяния. Я бы сказал, - творческого недеяния.
07.12.02.
PSY. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ “Я”Первое, что я различаю, присмотревшись к себе, - это эгоистические и альтруистические мотивы. То есть мое “я” мгновенно раздваивается в анализе, который, по сути дела, конструирует тот или иной имидж. “Я” из спонтанного становится предметным (многосоставным, структурированным, закрытым, идеальным). И этот процесс может протекать бесконечно (см. случаи бесконечных психоанализов). Это суть аналитической процедуры – аналогично превращению единицы в ряд натуральных чисел. Это суть логики, рационального мышления, науки. Действия же по изменению той или иной ситуации с целью исправления ее в соответствии с тем или иным видением (концепцией) напоминает кройку “тришкиного кафтана”. Исключая, пожалуй что, “действие роста” – единственное, что приносит истинное удовлетворение.
06.12.02.
PSY. ОТЦЫ И ДЕТИВ какой-то момент времени (обычно, после сорока) происходит перелом, – вектор жизни меняется на вектор смерти; стратегия достижимости – на стратегию ограниченности. Вот отличие “детей” от “отцов”. В бочке удовольствия обнаруживается ложка дегтя.
- Мудрость заключается в ответе на вопрос, что такое результат? – ответе, который все время нов.
05.12.02.
ДНЕВНИК. PSY. ПО ПОВОДУ ЭКСТРАВЕРТИРОВАНИЯЭкстраверт нацелен на опытное знание, интроверт – на вербальное, рациональное. Первый делает жизнь, второй – культуру.
04.12.02.
LVD. ЗАБОЛОЦКИЙ. ВОИНВглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин? –
Он воин в поле, даже и один.
У Заболоцкого – “Он воин в поле, даже и один” (ведь на “безжизненных равнинах” никого нет, – с кем же воевать?). У Кастанеды – “путь воина”. И там, там – воин – некая кармическая или экзистенциальная характеристика человека.
03.12.02.
ДНЕВНИК. “СПОКОЙСТВИЕ”Удобно чувствовать себя спокойным, имея в загашнике штуку баксов. Ситуация резко меняется, когда этот запас начинает быстро таять.
03.12.02
LVD-PSY. АВАНГАРДИЗМСамый авангардный писатель – самый обычный писатель. В сущности, только шаблоны, автоматические стереотипы мышления способны выдержать шокирующую необычность взгляда авангардного автора.
- В перевернутом мире нужны твердые ориентиры. Чтобы вообще в нем быть. “Мистер N” у Кафки имеет имя, хотя и лишен его (N – общее, стереотипное имя, наподобие Иванова-Петрова-Сидорова).
02.12.02.
PSY. ОКОЛО ХОРНИ. УРОВНИ ЛИЧНОСТИМожно предположить, что существует много уровней личности, причем “дна” нет. За очередным самым глубоким уровнем следует еще более глубокий. Структура же каждого уровня одинакова: внешнее представление “о себе” (образ себя, имидж) с более или менее принципиальными (невротическими) чертами и внутреннее ядро личности, эго-альтруистическое единство, стрела развития от эго к альтерэго, длительность.
01.12.02. (10.10.02). PR. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА
Сущность информационного бизнеса – не логические (анализ, синтез, связь, форматирование и пр.) операции с информацией, но энергетические – решение вопроса о владении информацией.
30.11.02. (09.10.02). PSY. КУДА ИДТИ?
Как обычному человеку разобраться, какой терапевтический подход наиболее полно подходит для него и к какому психотерапевту идти? – Здесь два вопроса – о системе и о человеке. Любой специалист (психотерапевт, тренер и пр.) основывается в своей работе на той или иной концепции, системе – более или менее всеобъемлющей, а так же обладает своими индивидуальными человеческими качествами. И то, и другое (система и человек) могут в большей или в меньшей степени подходить для данного клиента, который тоже обладает своей системой (мировоззрением) и индивидуальными качествами. От степени “сходимости” специалиста и клиента зависит психотерапевтический (организационный, личностный и пр.) эффект работы. Таким образом, логично было бы создать некий тип диагностических услуг или, скорее, систему организации сообщества специалистов, которая бы помогла клиенту разобраться, к какому специалисту и когда идти? Надо полагать, что такого
рода диагностические центры и сообщества специалистов появятся на рынке психологических услуг в свое время.Каждый специалист, в зависимости от своего таланта, имеет свою “вершину” (систему). Однако сегодня, ее высота, я полагаю, весьма мало сказывается на потоке клиентов, который, прежде всего, зависит от объема рекламы. Под высотой “вершины” я понимаю эффект работы – возможность для большего количества клиентов достигать заметных для обеих сторон результатов работы
30.11.02. (09.10.02). ДНЕВНИК. PSY. ЧИТАЯ КАРЕЛ ХОРНИ
Читая Карел Хорни, я почувствовал себя в шкуре героя Джером Джерома (“Трое в лодке, не считая собаки”) – впечатление такое, что все, изображаемые ею, симптомы неврозов или имеются у меня сейчас, или были раньше. Кроме, пожалуй, “воспаления коленной чашечки”.
29.11.02. (07.10.02). PSY. ЗАЩИТА
Очевидно, следует различать защиту и “Защиту” – защиту своего представления о себе, и защиту себя в ситуации экзистенции. Защита своего представления о себе – невротическая реакция, спонтанная реакция “эго” (самовыражение “эго”).
29.11.02. (07.10.02). PSY-PHI. МЕТАПСИХОЛОГИЯ
Проблема психологии в том, что, так называемая, “истинная реальность” в психике существует, но она не может быть выражена однозначным (общепринятым) способом в форме той или иной теории. Однако и самые фантастические теории срабатывают в контексте взаимопонимания.
28.11.02. (07.10.02). PSY. 3 “Я”
В структуре человеческой психики (в сфере сознания) довольно определенно, на мой взгляд, можно выделить три представления о “я”, каждое из которых можно рассматривать как фундаментальное для личности:
- Я биологическое – то, что я называю “эго” (близко к фрейдовскому пониманию).
- Я человеческое – то, что я бы назвал “альтерэго”, позиция альтруизма (нечто похожее на позицию актуализации по Маслоу).
- Я социальное – то, что я бы назвал “имидж”, - мое “представление о себе”, мой “образ я”.
В реальности все три названных позиции присутствуют в человеческой психике одновременно; вопрос лишь в том, какая из них доминирует?
Если первая (биологическое “я”), человек имеет склонность вести себя (говоря в терминах трансактного анализа) как ребенок, реагировать спонтанно и экстравертно. Доминирование второй позиции может стать основой неадекватного поведения и, возможно, глубоких форм психических заболеваний (шизофрении, паранойи, мании и пр.), поскольку эта позиция позволяет жертвовать своим биологическим существом и социальным статусом; но, с другой стороны, здесь же заложена единственная возможность развития – личностного роста (недаром говорят, что от гениальности до сумасшествия один шаг). Наконец, чрезмерное доминирование третьей позиции (“образа я”) представляет собой основу классического невроза, когда истинную личность заменяет искусственная конструкция, а действительные интересы человека оказываются вытесненными в подсознание (сферу бессознательного).
Однако повторю, ненормальность с психотерапевтической точки зрения, связана лишь с чрезмерным доминированием одной из позиций. Что касается представления о норме, то я солидарен с Маслоу и считаю, что нормой является доминирование позиции альтруизма, включающей в себя в качестве необходимых компонентов целостности и “эго”, и “имидж” – и биологические, и социальные интересы человека.
27.11.02. (04.10.02). РЕПЛИКА. ПРИЗНАК ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Свобода обращения с материалом – ощущение того, что то, что сделано, могло бы быть сделано многими другими способами.
- Свобода формы.
26.11.02. (04.10.02). PHI. “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК” КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Предметом философии является исследование “черного ящика”. Или, я бы сказал, исследования мира как “черного ящика”.
“Черный ящик”, в данном случае, если говорить “психологически” – сфера принятия решения. И в тот момент, как решение принято, философия передает свои полномочия науке (предметной науке – т.к. здесь есть предмет – “решение”). При этом, говоря уже “философски”, “сфера принятия решения” не есть предмет, не есть “нечто”; не есть, в частности, бессознательное. Ибо если бы эту, так называемую, “сферу” мы как-либо определили, она тут же перестала бы представлять интерес для философии и, как сказано выше, переместилась бы в сферу интересов науки.
Философский “черный ящик” есть то, чего нет, но о чем мы можем судить на основании того, что есть. То есть, говоря техническим языком, “черный ящик” мы можем исследовать лишь на выходе – по результатам. То есть философ работает с результатом так же, как и ученый, но с иной целью – не с целью постижения законов природы – “черного ящика” как предмета, “черного ящика природы”, а с целью постижения отсутствующих оснований этих законов, или не этих законов…
Внимание философа направлено в противоположную сторону по отношению к вниманию ученого – не к предмету (бытию), а к “ничто”, для коего предмет есть лишь повод для мышления. Речь идет не об истинности, но об интересности (о профессиональности философствования – о философской новизне).
- Вход философского “черного ящика” – вечные вопросы; выход – принятые решения.
25.11.02. (04.10.02). PR. ФИЛОСОФИЯ И МЕТАФИЗИКА PR
25.11.02. (04.10.02). PHI. ДАННОЕ
Кант, по словам Мамардашвили, предложил остановиться на данном, - предоставляя далее работать метафизике и науке (метафизике – как части науки, ее основам, ее структуре). Например, по Канту бессмысленно спрашивать, почему первичные чувства нам даны в форме пространства и времени? – Ответ: потому даны. Между тем, вся философия в вопросе, - почему? А спонтанные данности, вроде пространства и времени, лишь повод для этого вопрошания. Хотя, с другой стороны, они служат аксиоматической основой для разворачивания метафизики и науки.
23.11.02. (03.10.02). Txt-Lit. ПРИТЧА ПРО БОГА
Люди убили Христа, потому что рассчитывали, что он станет Богом.
23.11.02. (03.10.02). РЕПЛИКА. НЕУЛОВИМЫЙ PR
Примечательно, что ни один PR-технолог не был еще изобличен по суду (и вообще!) в применении, так называемых, “грязных технологий”.
22.11.02. (03.10.02). ДНЕВНИК. PR. ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ
Мы говорим о продаже интеллекта как продаже информационного продукта. Что здесь важно (не по приоритету):
- “Упаковка” - форма и способ предложения продукта. Далеко не самое главное. Очередь упаковки наступает после решения второго вопроса – способа закрепления права собственности на продукт.
- Собственно торговая операция – способ передачи права собственности. Но для начала – способ фиксации этого права. Применительно к интеллекту – это авторское право. Но кроме юридической фиксации, здесь мы имеем более мощное основание – природную принадлежность данного интеллекта данному человеку. Образно говоря, с определенными допущениями, - статью (оформленный результат работы) можно украсть, но “мозги” можно только купить. Этим мы и можем воспользоваться при изобретении способа продажи интеллекта – вещи, которая лишь предполагает работу (собственно информационный продукт; в узком смысле слова), но не предоставляет ее в готовом виде.
- Цена интеллекта, как рыночного продукта, в предельном случае сравнима со стоимостью крупных транснациональных компаний. Иначе говоря, “мозги Эйнштейна стоят дорого”; но все-равно это производство (работа интеллектуала) обходится дешевле работы компании, поскольку здесь нет накладных расходов, связанных с содержанием офисов, цехов, персонала и пр.
21.11.02. (02.10.02). LVD. ДУБ ЗАБОЛОЦКОГО
Стихотворение “Одинокий дуб” Николая Заболоцкого заканчивается следующим четверостишием:
Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один!
Подлинное величие этого стихотворения в том, что в нем автор перешагивает “дурную почву” советской империи, свою судьбу и внешний исторический смысл, звучащий в стихах, и выходит напрямую к экзистенциальному самостоянию – переживанию чувства абсолютного одиночества.
Кто же противник этого “воина”?
“С кем протекли его боренья?” – мог бы спросить Борис Пастернак, и ответить: “С самим собой, с самим собой”.
20.11.02. (01.10.02). F. ДУХ И ТЕЛО
Нет никакого сомнения, что в будущем сознание полностью овладеет телом (биологически и технически), а затем найдет возможность использовать и другие материальные носителя для своей телесности (предметности).
20.11.02. (01.10.02). F. ЗАКОНЫ ФУТУРОЛОГИИ
Занимаясь футурологией, как философской дисциплиной, мы исходим из того, что “все возможно”; разумеется, учитывая ограничения логики и техники.
20.11.02. (01.10.02). F. PSY. ФИЛОСОФСКАЯ ЦЕЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ
Решая свои сиюминутные эгоистические проблемы, каждый человек решает общие проблемы развития сознания и человечности. Поэтому имеет смысл помочь любому человеку получить “то, что он хочет”. Этим, в сущности, и занимается психотерапия. Вопрос лишь в том, что пациенты психотерапевтов не сознают, что именно они хотят? Потому и не имеют. Но то же самое делают и все остальные (“нормальные”) люди.
- Билл Гейтс почему-то решил, что людям нужна программа Microsoft – и не ошибся! А другой человек мог бы и ошибиться. Бывает…
19.11.02. (01.10.02). PSY. ЭГОИЗМ
19.11.02. (01.10.02). PSY-LVD. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ И НОРМА
Истинно художественное в литературе так же неопределимо, как нормальное в психологии.
18.11.02. (30.09.02). Lvd. АВТОР-ЧИТАТЕЛЬ
Автор, так же как и читатель, смотрит на своих героев “со стороны” – с некоторым удивлением и ожиданием, что еще они выкинут? Что дальше? Только поэтому он и может вообще что-либо сказать от их лица.
Такова же позиция автора лирических стихов по отношению к изображаемым переживаниям.
- Соотношение “автор-герой” эквивалентно, если не тождественно соотношению я-“я”, я-“образ я”. Автор имманентен, герой предметен; автор субъективен, герой объективен.
18.11.02. (30.09.02). PHI. ГЕННЫМ ИНЖЕНЕРАМ
Генным инженерам я предложил бы в качестве аргумента в диалоге с общественностью следующую метафору:
- Как вы посмотрите на школу, где вас научат читать, но запретят учиться писать? А именно это запрещают делать ученым, которые научились читать генетическую информацию. – Плохая школа, плохое решение.
- Если этого – эксперименты в области генной инженерии – не делать под контролем общественности, это будет делаться под контролем спецслужб (как “плохих”, так и “хороших”).
18.11.02. (30.09.02). PHI. ГУМАНИТАРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Гуманитарная реальность – это опыт переживания; это реальность, статуированная одним, отдельно взятым человеком. Она всегда уникальна, а будучи вербализована, может представлять собой научную теорию, гипотезу, идею, фантазию, описание и пр.
16.11.02. (30.09.02). PSY. ОПЫТ М.Э. КОНЦЕПЦИЯ МИРА
Эриксон включал человека в свое представление о мире, свою концепцию мира. Причем тут не важно правильна или неправильна эта концепция, плоха она или хороша, главное, что она “имела место быть”. А способ включения – определение места человека в этом “эриксоновском мире”, создание представления о нем, его образа – концепции человека. Если этот образ, явленный в определенном терапевтическом приеме, срабатывал, – хорошо; если нет, – можно было попробовать еще раз, другой прием. И так до успешного результата. Но важно так же знать, что у Эриксона, в его мире, все приемы срабатывали, – хоть чуть-чуть, незаметно
для окружающих (пусть даже лишь в его воображении); и в этом его гениальность.
14.11.02. (30.09.02). ДНЕВНИК. “НИКОГДА”
Никогда не говори “никогда”.
13.11.02. (28.09.02). PSY. “МОГУ, НО НЕ ДЕЛАЮ”: МЕХАНИЗМ “НЕ ДЕЛАНИЯ”
Я не делаю сегодня то, что “могу сделать”, потому что нахожусь “в цепочке” взаимосвязанных действий и, очевидно, бессознательно чувствую, что какие-то элементы этой цепочки еще не сформированы в должной мере, – иллюзорны; то есть, с точки зрения конечного результата, опасно начинать дело. Это и выражается в чувстве “могу, но не делаю”.
Несколько штрихов к обозначенному ощущению:
- Нет времени прояснить названные иллюзорные моменты.
- Нет времени их вообще найти – осознать как моменты цепочки.
- Бессмысленно размышлять об этом сверх определенного объема движения мысли – что-то должно оставаться для бессознательного размышления – ожидания, переживания времени жизни, изживания жизни.
- Опасно двигаться вперед, потому что это движение сопряжено с жертвой – как минимум, со слишком сильным изменением образа жизни.
- Бессознательное – тоже элемент действия. Реальный!
13.11.02. (28.09.02). PSY-Lvd. “Изживание жизни”
Кажется, где-то Л. Толстой говорил, что “с курением он справился довольно легко, а вот, что касается женщин, то тут ему помог возраст”.
- Очевидно, в промежутке между осознанием своего решения по поводу отношения к женщинам (сексу) и наступлением нужного возраста прошел какой-то период времени, когда он “хотел, но не мог”, и оставалось только ждать – уничтожать нечто ценное в себе ради неизвестно чего, но может быть – предположительно – еще более ценного… А, может, и нет. Бессмысленно и подчиняться своему желанию и сопротивляться ему – и то, и другое пустая трата времени и сил. А известный выход – ждать. Или решиться на коренное изменение образа жизни… что он и проделал под конец жизни (решая очередную проблему).
11.11.02. (27.09.02). PSY. ЕСТЬ ВРЕМЯ…
Сказано: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.
Мой вопрос: “Почему я делаю завтра то, что мог бы сделать сегодня?”
11.11.02. (27.09.02). PSY-PR. ПРАВИЛО
Правило, с которым согласились и приняли к обязательному выполнению все участники группы, это явление физического порядка, которое можно описать, посчитать и с которым можно экспериментировать; с которым нельзя не считаться.
- Правило – физический аспект мысли.
- Действие, событие, мероприятие – единичные реализации правил.
11.11.02. (27.09.02). РЕПЛИКА. TXT-LIT. 888
Голова – котелок; желудок – котел. Котелок варит, котел переваривает.