"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
Отсюда - проект: ПРОГРАММА БЕССМЕРТИЯ
- создание духовного портрета человека в программном исполнении. Сделать самообучающуюся (адаптивную) программу, которая будем определенным образом имитировать стилистику речи и реакций человека, что позволит таким действенным способом сохранить представление о личности человека после его смерти.18.07.01. PSY. ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Замешательство (по крайней мере, некоторые его виды) можно рассматривать как социальный тупик. Соответственно, выйти из такого тупика, по-определению, можно только с помощью других людей. Например, банкротство - в силу каких-либо причин человек не может вернуть долги. Единственный способ разрешения ситуации - пересмотр договоренностей с кредиторами. Социальный тупик - замешательство - и выход из него.Таким образом, возможны два варианта выхода из подобного рода ситуаций, невыполненных почему-либо и ставших невыполнимыми обещаний, - иллюзорный и реальный. Иллюзорный, невротический - посредством "взрыва, направленного внутрь" (имплозии, - по Перлзу) - в форме истерики и прочих неконструктивных способов. Реальный - посредством нового договора (выход к людям, "взрыв, направленный наружу", эксплозия).
Откуда же берутся такие тупики? - Один из вариантов ответа - из превышения меры риска. Риск непросчитанный с точки зрения худшего варианта (исключая вариант пересмотра договора). Рискованные обещания могут завести во временный тупик.PSY. КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Развивая медицину (а более широко, - науку и технику) общество берет на себя ответственность за человека, включающую в себя физический и биологический уровни его существования. Имея средства современной медицины, мне уже не нужно самому заниматься собой - достаточно просто выпить нужную таблетку. Или сделать операцию.Но если вспомнить, что болезнь имеет, в том числе, и психические корни, т.е. наделена смыслом, я, пользуясь описанными выше средствами социальной поддержки, просто ухожу от решения своих проблем - причин болезни. Т.е. я не достигаю своих, отдельных от общественных, целей - я отказываюсь от самореализации. Таким образом, социум овладевает мною, превращая в винтик, элемент социального механизма.
Итак, если я хочу оставаться свободным, я должен понимать смысл отказа от благ цивилизации (социальной поддержки) или, напротив, использования их. И особенно актуален этот выбор в ситуации болезни, когда время исчерпано.09.07.01. PSY. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Интересна технология, если так можно выразиться, проживания жизни. Приведение жизни, текущего ее, настоящего, момента к "беловому варианту". Ибо "начерно" жизнь не проживается. Черновик жизни - это абсурд, логический нонсенс. Но, с другой стороны, разве все, что мы делаем, делается именно так, как надо? И что такое надо? - Вопрос сродни вопросу, что есть истина? По большому счету сомнения и ошибки неотличимы от правды и истины. Вот, например, сейчас я не уверен, что последняя фраза логически выверена, - может быть надо говорить об уверенности и правде?Итак, коль скоро мы не можем сделать свою жизнь абсолютно верной (проживать каждый момент "по-беловому"), нам остается лишь стремиться к этому состоянию - совершенствовать динамику жизни, "отбеливая" ее.
Даже жизнь Христа можно проанализировать с позиции неудачника - как серию ошибок, приведших к трагической развязке.PSY-PHI. УЧИТЕЛЬ
Учитель - это человек, который объективирует смысл своей жизни и делает это не в одиночку, а совместно с социумом. Начиная от малой группы - своего ближайшего окружения и заканчивая всем человечеством.Объективация смысла жизни - это создание культурных феноменов, т.е. вещей, значение которых прописано вербально (в различных формах: литературной, музыкальной, живописной и пр.).
06.07.01. PSY. АУТЕНТИЧНОСТЬ И ТРЕВОГА
Проходить по "лезвию бритвы", по границе жизни и смерти, можно, как со стороны бытия, так и со стороны небытия. В первом случае мы говорим об аутентичности (в смысле определения Хайдеггера - о переживании "осознования бытия"); во втором случае, - о тревоге, как клиническом симптоме, порождающем страх (смерти или другие страхи) и все это происходит на экзистенциальном фоне Хайдеггеровского "забвения бытия".PSY. АУТЕНТИЧНОСТЬ КАК АНТИНОМИЯ. ЦИКЛИЧНОСТЬ "НОРМЫ"
Полноту жизни можно рассматривать как актуализацию несовместимых установок, - по сути, переживание антиномичности бытия и ничто. Если представить два типа этих установок (положительную и отрицательную) в образе коромысла, то нормальная (обыденная, привычная, неэкстремальная) жизненная ситуация выглядит следующим образом: пока один конец коромысла (положительная или отрицательная установка) находится на поверхности - в сознании, - другой его конец находится в подсознании. Время от времени это "коромысло" меняет свое положение на противоположное. Таким образом, в норме мы имеем чередование "черных" и "белых" полос жизни, смену настроений от активного до пассивного, депрессивного и т.д.04.07.01 PSY. СТЕПЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ
Если оценивать реальность с точки зрения эффективности, то можно ввести понятие "степени реальности" (или, напротив, - "уровня иллюзорности"). Что это такое? - Это ускользание от решения стратегических задач, которые могут решаться сегодня, к задачам тактическим. Решение не "больших" дел, а "мелких". И самооправданием здесь служит внешне логически безупречное утверждение, что "мелкие дела" тоже нужно делать. "Step by step" и т.д. Но если, выбирая из двух дел - более ответственного (большого) и менее ответственного (маленького), - я выбираю меньшее, - значит, я заведомо снижаю свою эффективность. Т.е. я нахожусь в пространстве реальности, поскольку эффект есть, но эта реальность какая-то ущербная, неполная, - поскольку этот эффект не столь силен, как мог бы быть. Отчасти иллюзорная реальность. Иллюзия в ней - то, что могло бы быть.Но, конечно, и то верно, что "есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни".
Быть может, в ситуации неопределенного выбора лучше попросту ничего не делать? Ничегонеделание - честное и серьезное противопоставление Большому деланию. Позиция Обломова.25.06.01 PSY. СТРУКТУРА ПСИХИКИ
Кроме актуальных областей сознания и подсознания, действующих "здесь и сейчас" (или в определенных промежутках пространства-времени), можно говорить о потенциальных областях (потенциальном сознании и подсознании), которые, в свою очередь делятся, на два модуса: 1. возможные, "потому что было" и 2. возможные, "потому что может быть". То есть мы говорим о теоретическом представлении, о человеке как таковом; об индивидуальном представлении, о ком-то на основе общего теоретического представления и о текущем состоянии психики человека. Иначе говоря (но не очевидно) речь идет об архетипе, о действующей психической модели и о текущей динамике психики человека как диагнозе.PR. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО PR
Специалист по связям с общественностью - это социальный психотерапевт. Такое определение хорошо согласуется с представлением о PR как деятельности, нацеленной на гармонизацию общественных связей. Но гармонизация означает, прежде всего, приведение к "норме" (в отличие от их прежнего недостаточно гармоничного или дисгармоничного, кризисного состояния). Но что такое "норма" применительно к обществу? Например, талибанское общество Афганистана нормально? Или гитлеровское, или сталинское общества? Здесь остро встает вопрос: А судьи кто?А применительно к связям с обществом отдельного человека? - Если он не сидит в психушке, его связи, очевидно, следует считать нормальными. Но кто знает, как переживает это свое состояние "нормальности" он сам. Нормален ли невротик? и т.д.
О нас (людях) судит коллективное бессознательное человечества. Больше некому.PSY-PHI. ДУХ
Дух - это свободная ассоциация. В самом деле, обычное состояние мышления человека - это "поток сознания", непрерывная последовательность близких или далеких ассоциаций, уводящая нас куда угодно. Причем, надо полагать, ассоциации могут двигаться как в сознательной, так и в бессознательной сферах мышления (в последнем случае "я не размышляю", но ассоциация присутствует в моем спонтанном действии). Действительно "Дух ищет где хочет". Практически невозможно найти закономерности этого движения, хотя смысл, как тайна жизни, доступен непосредственному переживанию.Но Дух - это так же и "мой" образ некоторого человека. После его смерти он (Дух, образ) теряет для меня локализацию в пространстве и времени. Он не локализован даже внутри моей головы. Более того, в широком смысле мой Дух, как физический центр моего "я" не имеет локализации как таковой ("ищет, где хочет"). То есть Дух существует за границами "места и времени", за границами физической жизни человека. Дух - это контекст - тайна жизни, искомая "жизненная сила", витальность. "Пространство" Духа - это поле феноменов культуры, оживающих и порождающих свободные ассоциации при соприкосновении с ними любого действующего сознания.
По прихотливому стечению обстоятельств, пути движения свободной ассоциации, Дух может воплотиться в любом месте и стать фактом культуры. Так, глядя на только что построенный загородный дом, я могу вдруг подумать о том, какие чувства вызвало бы, например, крыльцо этого дома у моей умершей матери - и вот, пожалуйста, крыльцо дома начинает в моих глазах приобретать дополнительный смысл, становясь культурным феноменом моего рода (если я сумею объективировать и сохранить эту ассоциацию). Иначе говоря, Дух моей матери воплощается таким образом в физическом предмете, который, в свою очередь, получает прописку во вневременном и внепространственном поле культуры.Таким образом, в частности, бессмертие - это культура.
Дух - это лишенное возможности рефлексировать себя "я"; это образ некоей живой, мыслящей, чувствующей и переживающей индивидуальности.17.06.01. РЕПЛИКА
Пиарить - значит е..ть, в смысле "трахать", выражаясь культурно.РЕПЛИКА
Путиным - Петиным, Путаным, Путинам, Путинным, Путины (См. Windows, орфографию на слово "Путиным"), ЛЖ, 25.04.01РЕПЛИКА. ЭТО СТОИТ ЗАПОМНИТЬ. (АРХИВ)
"Любимая рыба мировой общественности - треска", Илья Клебанов, вице-премьер Правительства РФ, 08.11.00. "Допускаю, что мы с народом ошибаемся", В. Путин, президент РФ, декабрь, 2000, О гимне РФ.14.06.01 PSY. БИЗНЕС. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ДИЗАЙНА (ПРИМЕР)
Стилистика суть игра со зрительными архетипами. Стилистика вещей, дизайн интерьера и пр. - это игра с архетипичными образами. Циферблат часов можно рассмотреть как архетип представления о времени: сравните ваши ощущения, когда вы смотрите на круглый циферблат и на цифровой циферблат электронных часов. В первом случае возникает ощущение временной и пространственной протяженности. Во втором, - ничего, просто цифры, которые еще надо как-то осмыслить, приложив для этого определенное усилие. Поэтому время, как цифры не видно, но как стрелки на часах, воспринимается мгновенно. То же самое можно сказать и про песочные часы. Необходим образ определенного смыслового качества, - символ.PR. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ
Отсутствие политической воли у руководства государства все-равно что отсутствие энергии у отдельного человека. Казалось бы, все готово, все есть - можно действовать. Ан, нет - действие пробуксовывает. Правительство или президент ждут неизвестно чего. И часто этим ожиданием все и исчерпывается. Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать камни.14.06.01 PSY. "ОЖИДАНИЯ" СВОИ И ЧУЖИЕ. "ОБРАЗ ВРАГА"
Когда кто-то реагирует на какие-то мои слова или действия отрицательно, я склонен как-то истолковывать такую реакцию другого. Толкование же обычно такое: я что-то сказал или сделал неправильно с точки зрения этого человека - и вот его реакция. Но, при этом, моя установка, моя позиция правильна! (Случаи, когда вина сваливается на "третью" сторону и др. мы здесь не рассматриваем). Но если я прав, значит человек, который рассердился не прав. И не прав он потому, что занимает такую-то позицию - далее следует "мое описание его позиции". Но, что значит мое описание его установки (позиции)? Я же не могу посмотреть на мир изнутри него! - Мое описание "его установки" есть описание моей собственной негативной установки, моего отрицательного ожидания. Т.е. другому человеку я, в сущности, навязываю свои отрицательные ожидания и, соответственно, в дальнейшем жду, что он будет действовать в соответствии с этими моими отрицательными ожиданиями. Вот источник "образа врага" и последующих конфликтов.Впрочем, почему моя оценка другого человека обязательно не соответствует действительности?
08.06.01 PSY-PHI. СМЫСЛ
Смысл всегда субъективен. Весь объем смысла сконцентрирован в субъективном - ощущении, переживании, размышлении, короче, - в субъективной реальности. Объективное бессмысленно, - поскольку "меня там нет". В этом смысле совершенно справедливо утверждение Карла Маркса, что нет кантовской "вещи в себе", есть лишь "вещь для нас". Но метафизически и философски "вещь в себе", как объективная, независимая от нас, упрямая и неведомая реальность, конечно же, существует. Как, помимо моих, существуют и чужие "ожидания" (по Ф. Перлзу).Вопрос: зачем нужен смысл? - Смысл единственный мотив для объективации субъективной реальности. Но как только это происходит, место смысла занимает неизвестно что, "вещь в себе", - бессмысленность. "Куда ж нам плыть?…" - спрашивает поэт (А.С. Пушкин). Александр Блок в конце жизни говорил, что перестал понимать свои собственные ранние стихи о "Прекрасной Даме".
Смысл общественный, логически понятный, - изнутри не переживается. Образно говоря, смысл секса в удовольствии, а не в деторождении.01.06.01. БИЗНЕС. "HIGH TECH"
В чем специфика бизнеса "высоких технологий"? - В том, что здесь мы имеем дело с роботами. В 99% случаев это новые программы, новым способом реализующие новые сочетания функций. Это удобство (философски, - дизайн) этих программ для пользователя. Негативная метафора: новые программы похожи на молниеносно изменяющиеся вирусы - процесс изменения идет до тех пор, пока не будет найдена брешь в обороне антибиотиков. Посмотрите, например, на варианты интернет-магазинов - одни и те же функции, но по-разному скомбинированные, с разным интерфейсом; выиграет же в конкуренции та комбинация, которая окажется более удобной для большинства пользователей. Весь бизнес Гейтса в этом - в удобстве. Остроту этой конкуренции придает то, что этот бизнес растет с нуля, большое значение имеет интеллектуальный капитал (выдумка и уровень профессионализма программиста). Не обязательно вкладывать большие суммы денег, но новое программное произведение из стандартных в общем-то частей создать необходимо.этой компьютерной идеологии (потому что она доступна многим вполне примитивным программистам - комбинаторам, а не создателям принципиально новых компьютерных решений) человек, пользователь, выступает как часть программы. Работая с такими программами я вынужден сам становиться роботом, частью программы - чуть, где ошибешься, как все идет насмарку, или зависает, или непонятно, что делать и т.д. Нельзя думать ни о чем другом, кроме программы, с которой ты в данный момент соединен, программа лидирует - становится главнее человека.
Между тем, машина должна помогать человеку, а не порабощать его. В этом смысле, более интересными представляются разработки "искусственного интеллекта".Итак, я вижу два типа программ: 1. Жесткие, выполняющие цепи последовательных операций, в ряду которых функционирует и человек, как элемент этих программ. 2. Думающие, помогающие, включающиеся в работу с человеком лишь тогда, когда у него в этом появляется нужда.
И будущее мне видится за вторым типом программ, у которых на подхвате будут программы первого типа. То есть, можно предположить, что компьютер из инструмента будет все больше и больше превращаться в партнера пользователя.06.06.01. PR. К ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ СОБЫТИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ "СОБЫТИЯ"
характеристики события)- Тематика: политика, экономика (и бизнес), культура. - Время (в т.ч. срок) и место реализации События. - Форма: предмет, действие (текст, мероприятие). - Статус события: определяется уровнем признания со стороны компетентных в оценке этого события экспертов: признание со стороны государства, науки, общества. - Масштаб события: определяется количеством людей, принимающих в нем участие или затрагиваемых им: от 1 человека до населения страны и Земли.
01.06.01. PHI. БЫТИЕ И СОБЫТИЕ
Мир как событие отличается от мира как бытия так же сильно, как эйнштейновская физика от ньютоновской. Событие, случившееся в прошлом, продолжает действовать в настоящем. В "событийном мире" усиливается значение времени, в бытийственном - пространства.02.06.01. PR. ПРОТОКОЛ
В дипломатическом протоколе, народной традиции и церковном обряде есть нечто общее - придание этим действиям символического характера. Отсюда одно из определений "искусства PR" - это разработка и реализация системы действий, как протокола.01.06.01. РОЛЬ PR. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ PR В ДУХЕ СЭМА БЛЭКА
Public Relations - связи с общественностью. Смысл "связей" - гармонизация человеческих отношений. Гармония, жизнь, любовь, красота - понятия одного ряда. И эти понятия напрямую имеют отношение к представлению о душе и духовной жизни человека. В сущности, речь идет о любви как субстанции духа. Метафизический аспект этого предмета (любви) находится в ведении религии, психологический - в ведении науки. Аспект практической психологии - область деятельности психотерапевтов, тренингов, вновь создаваемых сект и пр. Сюда же, в своем роде, попадает и деятельность специалистов по Public Relations.По большому счету, если речь действительно идет о "гармонизации человеческих отношений", специалист по Public Relations работает на стыке психологии, философии и метафизики. И такой стык являет собой действительно новое явление, порожденное современным обществом. Ибо религия с ее ортодоксальными, косными реакциями на запросы современного человека, декларирующего свободу от всякого рода социальных запретов (в том числе, и свободу криминального свойства), часто бывает неспособна донести до живого переживания человека глубочайший смысл своих обрядов и символов. С другой стороны, результаты работы клинических психотерапевтов лишены абсолютного метафизического статуса, которым обладает символ веры, а значит их работа (в отрыве от церковных обрядов) рискует оказаться не доведенной до конца - т.е. достоинство человека не получает окончательной оценки. Появление на этом фоне различного рода сект есть закономерное явление, но это лишь попытка решения прежними (религиозными) методами новых проблем.
В связи со сказанным, появление профессионала, который, не будучи узким специалистом ни в психологии, ни в философии, ни в религии, тем не менее, по мере надобности обращается к представителям трех этих профессий, выглядит весьма своевременным. Специалист по PR в этом контексте - это человек, который помогает людям (своим клиентам) и обществу в целом обрести статус гармонии. Это человек, выстраивающий иерархию взаимосвязанных ценностей - абсолютных, общечеловеческих и личных. И для этого ему соответственно необходимо ориентироваться в вопросах религии, философии и психологии.Отсюда же, в частности, следует вывод о высокой степени необходимости общественной деятельности в области Public Relations. Подтверждением этого вывода служат различного рода форумы специалистов по PR и непрекращающиеся усилия по созданию "Морального кодекса". Но к настоящему моменту времени (особенно в России) масштаб и качество этой работы представляются недостаточными, особенно учитывая значительную роль борьбы амбиций и коммерциализированность, которая, как ослиные уши, порой проглядывает в "пиаровской" аналитике.